бизнес журнал


Эволюция чайного бизнеса. Легенды, история, реальность
Эволюция чайного бизнеса. Легенды, история, реальность

Открытие полезных свойств чайного листа произошло в 2737 году до Р. Х. в Китае. По одной из легенд, оно приписывается легендарному Второму Императору, Шен Нуну, известному также под именем Божественный Целитель. Весть о замечательном напитке со временем распространилась по миру, и все больше людей захотели насладиться им. Применение чая претерпело значительные метаморфозы: вначале он был лекарством, потом питанием, подарком, предметом обмена и, наконец, уже в XVI веке, – одним из самых популярных товаров на свете.

Чай – основа бизнес-ланчей

Инновационный для своего времени маркетинговый ход предложил ресторатор Томас Твайнинг, положивший начало современным бизнес-ланчам. В 1706 году он открывает свою «Кофейню Тома», в которой посетителям подавали чай как напиток и продавали сухой чай. В 1717 году это процветавшее заведение было переименовано в «Голден лайон» (Золотой лев) и быстро завоевало популярность. Его особенностью стала приятная деловая атмосфера. Идею Томаса Твайнинга стали использовать и в других ресторанах Англии, открывая небольшие залы для переговоров, где можно было легко перекусить в спокойной, тихой обстановке. Такие английские деловые обеды (точнее, вторые завтраки – ланчи) дали начало современным бизнес-ланчам.

«Чайный король» Петр Боткин

С екатерининской эпохи ведет начало «чайное дело» Петра Кононовича Боткина, ставшего в первой половине XIX века самым известным в России поставщиком китайского чая. Успешное развитие торгового дома «Пётр Боткин и Сыновья» было основано на двух нововведениях. Учредив контору в городке Кяхта, Боткины начали поставлять чай из Китая в Россию без посредников и в обмен на собственный текстиль. Купец возил в Кяхту сукно, а также пушнину, кожи, чтобы в обмен взять большие партии китайского товара. «Боткинские чаи», сбывавшиеся в основном на Нижегородской ярмарке, быстро стали знаменитыми.

Механизация производства

Крупный революционный прорыв в самой технологии производства чая пришелся на 1871 год. Братьям Джону и Вильяму Джексонам пришла идея использовать портативный паровой движок в процессе скручивания чайного листа. Джексоны связались с английской фирмой «Маршал Санз энд Компани, Лтд.», с которой они и создали первую машину по скручиванию чайного листа. Успех вдохновил их на то, чтобы механизировать и последующие процессы – сушку, сортировку и упаковку. Это позволило понизить цены на готовый продукт. Если в 1872 году, когда Джексоны изобретали свои машины, стоимость производства фунта чая в Индии измерялась 11 пенсами, то к 1913 году она упала до 3 пенсов! Восемь тысяч машин для скручивания чая заменили ручной труд 1,5 млн работников.

«Рыцарь чайного образа»

Имя Томаса Джонстона Липтона стало легендой еще при жизни. Успешный предприниматель-миллионер, владелец 300 продовольственных магазинов, в 1890 году он начинает новое для себя дело. Он решает снизить цену на чай. В Англии на рубеже веков чай стоил дорого и был не по карману многим простым людям. Сконцентрировав производство и продажу в одних руках, Липтон сумел снизить цену чая почти втрое. Томас смог недорого купить пять плантаций чая на Цейлоне и нанял лучших блендеров – специалистов, составляющих чайные смеси. Еще одно революционное новшество Липтона: чай перестали продавать на вес и стали упаковывать в картонные пачки.

Рождение легенды

Ice tea, или ледяной чай, был придуман американским чаеторговцем и владельцем плантаций Ричардом Блечинденом в 1904 году. Случилось это в городе Сент-Луис, штат Миссури, на первой в американской истории Всемирной Выставке. Компания, которую возглавлял Ричард, рекламировала там собственные чайные плантации. Естественно, посетителям выставки предлагалось продегустировать готовую продукцию. Но чашки с горячим чаем с подноса никто не брал: в ту пору в Миссури стояла невероятная жара. Ричард сбегал в ближайшую мясную лавку и принес оттуда таз колотого льда. И стал щедро засыпать его в чашки с чаем. Так и родился «ледяной чай». Сегодня доля Ice tea составляет примерно 85% всего потребляемого в США чая.

Изобретение чайного пакетика

Первый чайный пакетик представлял собой небольшой шелковый мешочек. Его вручную сшил молодой американский торговец Том Салливан – поставщик чая в нью-йоркские рестораны. В 1904 году Салливан предложил заказчикам чай, упакованный в небольшие шелковые мешочки, сшитые вручную. И не прогадал: клиентам новинка понравилась. Шелковые мешочки можно было даже не развязывать – чай легко заваривался и в них. Позже торговцы обнаружили, что продавать чай в одноразовой упаковке очень выгодно (для этого годится даже чайная пыль), и стали обзаводиться специальными аппаратами для расфасовки чая.

Иван-чай – на экспорт

Вкусный, ароматный и целебный чай из кипрея узколистного, так называемый «Копорский», в свое время был одним из наивыгоднейших предметов торговли. Доходы России от экспорта копорского чая в Европу опережали доходы от продажи пеньки, золота и мехов вплоть до конца XIX века. Примечательно, что больше всего такого чая заготавливали в селении Копорье под Петербургом. Потому и стали называть этот напиток, а позже и сам иван-чай, «Копорским». С XIII века этот чай производился в больших объемах в основном для экспорта за границу. Сотни тысяч пудов копорского чая потребляли в год европейские страны, где он был известен как «русский чай». Особенно высоко ценили прекрасные свойства иван-чая английские аристократы и монархи — самые известные любители чаепития. Статья о копорском чае даже вошла в Большую Британскую энциклопедию в XVIII веке. Китайский и индийский чай появились в Европе лишь через двести лет после русского.  
26.11.2012 3.3 1


(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений

Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Профессионально и качественно сделанный журнал. Среди героев «проходных» персон нет – все яркие, интересные личности, со своим взглядом на жизнь и события, в ней происходящие...

Владимир Седов, основатель и владелец компании «Аскона»