бизнес журнал


«Любой проект начинается с поиска проблемы»
«Любой проект начинается с поиска проблемы»

Опубликовано в федеральном выпуске журнала Chief Time за сентябрь 2011 года.

Создание любого успешного проекта начинается с поиска проблемы. Главная хитрость – определить, в чем она состоит, – считает основатель и президент киевской консалтинговой компании GrowthUP Денис Довгополый.

«Все начинающие предприниматели фокусируются на потребностях потребителей, но это путь больших корпораций, а не тех, кто начинает бизнес «с нуля», – говорит Денис, который за пять лет проконсультировал 32 стартапа и чье имя сегодня символизирует надежду для всех обладателей бизнес-идей на Украине. – Если вы смогли правильно идентифицировать и решить проблему, на этом можно заработать. Скажем, бывшие советские ученые привыкли сначала придумывать, а потом пытаться куда-нибудь пристроить свои изобретения. Инженеры Силиконовой долины сначала находят проблему, которая тормозит развитие отрасли, а уж затем размышляют, как с их навыками можно ее решить».

Глава GrowthUP и основатель консалтинговой компании BayView Innovations готов привести множество примеров удачного применения этой методики: «Создатель eBay Пьер Омидьяр смог понять проблему всех интернет-аукционов – мошенничество. И предложил простой, эффективный метод ее устранения: установил рейтинги продавцов. Илон Маск (один из основателей PayPal, СЕО компаний SpaceX и Tesla Motors – Chief Time) решил сразу две проблемы электрокаров: емкость аккумулятора и размещение батареи, которые нарушали балансировку машины. Маск заменил их на литий-ионные источники питания – легковесные и с высокой емкостью. Андрей Баронов и Ратмир Тимашеф, придумавшие компанию Aelita Software (занимается разработкой и внедрением сетевого программного обеспечения, один из первых «золотых» партнеров Microsoft – Chief Time), долго искали, на чем можно заработать, пока не нашли «дырку» в безопасности Microsoft Server, ставшую основой для их продукта».

«Проблема, с которой я сам столкнулся несколько лет назад – это то, что в нашей стране есть много талантливых предпринимателей, инженеров и программистов, но не было экосистемы, которая позволяла бы им создавать новые успешные высокотехнологичные компании, – продолжает Довгополый. – Мы построили практически все элементы этой системы, и благодаря этому развивали отрасль. Пока не выделил из всего пула главную трудность, наличие которой перечеркивает все остальное, ничего придумать нельзя».

Денис признает, что «чутье» на определение сложностей, связанных с проектом, дано не всем, и универсальной схемы для этого не существует. «Предприниматель – это человек, который видит то, чего не видят другие. Это талант, и тут надо быть честным с собой. Развивать его – значит искать возможности решения всех проблем не в той плоскости, которая находится на виду. А это идет вразрез с тем, чему нас всех учили в школе».

Подтвердить «правильность» найденной проблемы должны потребители. «Чтобы понять, в чем главная трудность, предприниматель должен общаться с потенциальными пользователями. Выложи продукт в общий доступ и смотри, как люди им пользуются. Если они говорят «это то, что надо» – продолжай копать в этом месте. Секрет – в успешной коммуникации, когда на каждом этапе сверяешься исключительно с мнением потребителя, а не с мнением своих сотрудников. Есть креативные люди, способные искать проблемы целыми днями, – но после анализа нужно остановиться и как следует все проработать, убедившись, что гипотеза проблемы в голове предпринимателя совпадает с мнением потребителей. Хотя если бы Генри Форд слепо слушал своих покупателей, то вместо того чтобы запустить конвейерное производство автомобилей, он выводил бы породы более быстрых лошадей».

Свой стартап, подробности которого еще не раскрываются, Денис тоже начинал с поиска «препятствий»: «Я шесть лет потратил на изучение построения технологического бизнеса, пока окончательно не принял решение заниматься консалтингом и строить собственное дело в интернете. В этой сфере много своей специфики, и потребовалось несколько лет, чтобы наработать необходимый опыт и получить знания. Я нашел на рынке проблему, которую мне интересно решить, и запускаю собственный проект только сейчас. Только на то, чтобы идентифицировать пул проблем и предложить правильное решение, проверяя на потребителях гипотезы, мне потребовалось 18 месяцев. Если бы я не использовал эту методику, то запустил бы проект год назад, но сейчас понимаю, что он закончился бы ничем. Есть такое понятие – Getting Real: осознание того, что твое дело нужно кому-то еще. Можно построить в голове идеальный мир, который при столкновении с реальностью разобьется, как хрусталь. Правильный подход – идти наоборот: изначально «обкатывать» все гипотезы на людях, узнавать, что им нужно, а не придумывать потребности за них».

Автор: Александр Мурашев.


10.10.2011 0 1


(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений

Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Благодаря совместной работе HeadHunter и Chief Time были реализованы новые проекты, которые позволили нам приобрести новых клиентов...

Сахарова Юлия, генеральный директор HeadHunter Северо-Запад