бизнес журнал


Пять примеров альтернативных бизнес-учений
Пять примеров альтернативных бизнес-учений
Пять примеров альтернативных бизнес-учений, которые открывают скрытый смысл успеха и лишают своих последователей свободы выбора.

Церковь сайентологии


Если среди ваших друзей есть кто-нибудь с именем Том Круз или Джон Траволта, скорее всего, они многое расскажут вам об этом масштабном мировом движении. Хотя если вы скажете, что все это – полная чушь, Круз и Траволта перестанут с вами дружить и даже просто кивать вам в знак приветствия: важное правило сайентологов – прекратить все контакты с друзьями или семьей, если они выступают против этого движения. Это, пожалуй, самое скандальное направление разрастается по планете с 1953 года. По данным Церкви сайентологии, сегодня организация имеет около 3200 общин, миссий и групп в 154 странах мира. Известных актеров мы привели в пример не зря – именно их жизненные успехи и богатство ставятся в пример менее известным и просто новым членам Церкви, подкрепляя авторитет сайентологии. Что, в принципе, сделать не так-то и сложно – очередной «Оскар» и награды вроде «Признания поколений» идеально вписываются в программные обещания Церкви развивать любые желаемые способности человека, помогать ему повышать интеллект, обретать счастье и полную духовную свободу.

Основатель и идеолог движения – американский писатель-фантаст Рон Хаббард. Не удивительно, что среди базовых учений сайентологии можно найти подобные «космические теории»: например, человек является бессмертным духовным существом – «тэтаном», и это существо в настоящий момент застряло на планете Земля в «теле из мяса». До появления на Земле тэтан жил во внеземных цивилизациях. Впрочем, вопросы веры – дело личное, но споры вокруг официального признания сайентологии религией до сих пор не утихают: в ряде стран движение смогло получить религиозный статус (США, Швеция, Австралия и др.), в других этого сделать не удалось (Германия, Франция, Великобритания и др.). Канадский социолог Стивен Кент, изучающий это явление, точнее всего подвел черту под всеми диспутами: «Вместо того чтобы спорить, признавать сайентологию религией или нет, я считаю гораздо более целесообразным рассматривать ее как многогранную транснациональную корпорацию, только одна сторона которой – религия».

Чем бы ни являлась сайентология, одно останется неизменным – своего основателя и «верхушку» эта структура сделала крайне богатыми людьми: Церковь владеет недвижимостью по всему миру, стоимость ее составляет сотни миллионов долларов. Так, в 1986 году журнал Forbes оценил состояние Хаббарда как «не менее 200 миллионов долларов, вполне возможно – гораздо больше». На основе сайентологии действуют тренинговые курсы. Причем в некоторых случаях – незаконно: в июне 2012 года в Калининграде было возбуждено уголовное дело против компании, которая без лицензии на образовательную деятельность проводила тренинги для руководителей и сотрудников фирм. Финал курса оставался неизменным: слушателей втягивали в занятие одитингом (одной из техник сайентологии).

Нью-эйдж


Исследователи связывают появление этой религии «нового века» с духовным и культурным кризисом во второй половине ХХ века. Оккультное движение Нью-эйдж смогло заполнить нишу в результате утраты доверия к институту церкви, развития науки и технического прогресса. Движению сложно дать конкретное определение: Нью-эйдж не относится к сектам и общинам, включает в себя отголоски многих религий, восточных учений и практик, медитаций, оздоровительных гимнастик: йога, цигун и медитация стоят наравне с ритуалами, заговорами и даже шаманизмом. В общем, каждый выбирает себе увлечение по вкусу. Немаловажную роль в развитии движения сыграли субкультуры хиппи и битников, известные своей страстью к «духовному поиску и созерцанию бытия».

Традиционные религии (христианство, ислам) вполне предсказуемо Нью-эйдж не признают. Однако и у научного мира набрался целый список претензий: например, псевдонаучные способы лечения, терминологию, методики, понятия «биополе» и «персональный магнетизм» ученые не признают категорически. Активисты антикультового движения также указывают, что психологические методики чаще используются нью-эйджерами с целью манипуляции, а некоторые направления вообще можно отнести к деструктивным сектам.

Цель для нью-эйджеров одна – духовное и ментальное развитие человечества. Подобные идеи крайне привлекательны для владельцев компаний и предпринимателей, жаждущих увидеть «транформацию» своих сотрудников в лучшую сторону, хотя бы духовную... На Западе, а с 1990-х годов и в России бизнес-корпорации стали активно пользоваться тренингами и семинарами на основе концепций Нью-эйдж, способствующими – в теории – увеличению продуктивности работников. Конечно, дела духовные невозможно оценить материальными ценностями – деньгами, но все же крупные компании вроде RCA, IBM, Boeing, Ford на подобные тренинги персонала не скупятся.

НЛП


Пожалуй, рядом со словом «тренинг» чаще всего можно встретить именно эти три буквы. Безграничные возможности нейролингвистического программирования стали притчей во языцех среди бизнесменов, маркетологов, продавцов и рекламщиков, хотя академическое сообщество имеет стойкую аллергию на НЛП и признавать эту теорию не желает.

НЛП было разработано в 1970-х американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером. В основе всего лежит ответ на вопрос – почему профессиональные психотерапевты могут успешно взаимодействовать со своими клиентами? Согласно теории НЛП, любое поведение человека, даже асоциальное и абсурдное, можно разделить на составляющие. Оно имеет структуру, которую возможно изучить, повторить, и с ее помощью произвести нужный эффект на другого человека. Естественно, в качестве образца берется поведение не 40-летнего безработного панк-рокера, а наоборот – успешных в своих областях людей. В оборот берется все – от форм речи, памяти до движений глаз и тела этих людей. Для бизнеса применение НЛП в теории выглядит так: эффективная коммуникация, успешное ведение переговоров, нужное воздействие на конкурентов, да и в целом – улучшение работоспособности команды. Продажи, менеджмент, корпоративные коммуникации, общение с клиентами и конкурентами по своей сути просто обязаны строиться на технике НЛП. Но и тут есть свои недостатки: научно эффективность этой концепции доказать невозможно, в нее остается только верить и надеяться, что никто из вашего бизнес-окружения не овладел ею настолько, что при первом же общении вы выдадите все секреты и пароли… Или же можно не верить и посчитать НЛП чистым психокультом, созданным ради выкачивания денег из лояльных корпораций.

Сетевой маркетинг


Коммерческий культ, финансовая пирамида или просто один из способов реализации товара на рынке – зачастую недобросовестные компании, работающие по принципам сетевого маркетинга, могут объединять в себе сразу все три элемента. Во всяком случае, в 1945 году, когда двое американских предпринимателей Ли Митингер и Уильям Касселбери, придумали новую концепцию продажи товара, они подразумевали только одно: сеть независимых дистрибьюторов, каждый из которых занимается сбытом продукции и имеет право на привлечение новых дистрибьюторов – таких же, как он. Доход каждого отдельного сотрудника зависит от собственных продаж и продаж, совершенных привлеченными людьми.

С одной стороны, схема выглядит вполне прозрачной и надежной. Каждый дистрибьютор решает для себя, как много и как часто ему следует работать, – его персональный доход не будет зависеть от настроения вышестоящего начальства. А для самого начальства – это способ сократить расходы на офисы, представительства и розничные магазины. Структура СМ проявляет необычайную жизнеспособность: по оценке журнала РБК, в период кризиса 2008–2009 этот сегмент рынка не испытывал никаких трудностей. С этим связано, например, то, что оставшиеся без работы люди предпочитали вступать в ряды сетевых дистрибьюторов ради гарантии хоть какой-то стабильности. Да и никакого спроса от потребителей подобные компании не ждут: «В отличие от традиционной розницы, магазинов, мы не ждем, когда покупатель к нам придет, – дистрибьюторы идут к нему сами» (Тамара Шокарева, президент Ассоциации прямых продаж).

Но не стоит считать сетевой маркетинг панацеей для бизнеса от низкого спроса: через подобные схемы успешно могут реализовываться далеко не все типы товаров (чаще всего – это косметика, БАДы, бытовая химия, посуда), а ряд недобросовестных компаний основательно подпортил его репутацию. Во-первых, под МЛМ-компании (multi level marketing – многоуровневый маркетинг) с легкостью маскируются финансовые пирамиды, в основе которых даже отсутствуют продажи товаров, а пирамиду «кормит» привлечение новых членов с обязательным вступительным взносом. Во-вторых, в них практикуется создание коммерческого культа – огромного ежемесячного дохода и прочих обещаний, которые зачастую завышены и ничем не оправданы. Чтобы оградить добросовестные МЛМ-компании, стоило бы воспользоваться опытом США, в которых этот сегмент регулируется отдельными законами: например, дистрибьютор может разорвать соглашение когда угодно и вернуть товар назад в головной офис не менее чем за 90% от стоимости. В договорах запрещено гарантировать какой-либо уровень дохода и вообще действовать по схеме, в которой сотруднику платят только за привлечение новых членов.

Фэн-Шуй для бизнеса


Не стоит располагать офис напротив входа в туалет – причем не только из-за плохого запаха и вечно хлопающей двери… Бизнес Фэн-Шуй гласит: туда, как в воронку, будет утекать еще и ваше финансовое благополучие. Знаменитой восточной философии нашли применение в бизнес-среде вполне удачно. Для крупных западных компаний консультант по Фэн-Шуй – такая же привычная должность, как уборщица или разносчик писем. Например, ярым адептом этой духовной философии стал американский бизнесмен Дональд Трамп. После потери клиентов из Азии, которые не захотели приобретать его недвижимость с плохой энергетикой, он был вынужден обратиться к этой философии и нанять консультантов. А во многих азиатских архитектурных институтах студенты – будущие инженеры проходят курсы по Фэн-Шуй.

Секрет успешного бизнеса прост: необходимо соблюдать некоторые инженерные и дизайнерские правила, чтобы направить и удержать энергию в лоне вашего офиса или магазина – например, дом, охваченный дорогой, будет «задушен» невидимой удавкой. Зеркало, расположенное напротив кассы, поможет увеличить прибыль. Для большей уверенности можно положить кусочки зеркала на дно кассовых ячеек – и деньги непременно удвоятся не только визуально. Многочисленные правила Фэн-Шуй для бизнеса зачастую совпадают с типичными правилами дизайна интерьеров, да и просто диктуются законами эргономики и безопасности. Например, бухгалтерия должна располагаться в скрытом и тихом месте, лучше всего в конце офиса. Перед входом в офис следует поддерживать чистоту, глаз должны радовать ухоженные газоны, зимой – убранный снег. Между столами сотрудников стоит организовать широкие проходы для свободной циркуляции энергии. Но консультанты делают важную поправку – каждое помещение уникально и не поддается общим правилам. Его стоит «настраивать» на месте и только профессионалам. Естественно – за хорошее вознаграждение, иначе Фэн-Шуй-специалист спустит энергетику вашего бизнеса в туалет напротив. Воспринимать все это как плацебо или нет – личное дело каждого. Предприниматели-материалисты лучше предпочтут нанять опытного дизайнера, а более «просвещенные» боссы обязательно посетят курсы или пригласят духовного «настройщика» своего бизнес-рояля...

Текст: Дмитрий Носиков.
Материал был опубликован в федеральном издании Chief Time за август 2012 года.


30.05.2013 3.3 0


(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений

Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Благодаря совместной работе HeadHunter и Chief Time были реализованы новые проекты, которые позволили нам приобрести новых клиентов...

Сахарова Юлия, генеральный директор HeadHunter Северо-Запад