бизнес журнал


Япония: слегка потертое будущее
Япония: слегка потертое будущее

С 33-й по 39-ю минуты фильма Тарковского «Солярис» главный герой монотонно и тяжело едет по городу будущего. По невероятным развязкам, длинным тоннелям, мимо сияющих небоскребов и под неоновой зарей. Чтобы показать советскому зрителю будущее, в октябре 1971 года Тарковский поехал снимать эту сцену в Токио. Будущее там было уже тогда.

Первое, что я сделал в Токио, – поехал в баню. Поехал на некоем транспорте Юрикамоме, который был вроде обычным поездом, но монорельсовым и роботом. То есть управлялся без участия людей. Как-то после этого ожидал, что в бане меня будут мыть тоже роботы. Но нет. Баня у японцев – это сверхтрадиционное место проведения семейного отдыха с парными, бассейнами под открытым небом с горячими источниками, традиционными ресторанами, невероятными детскими игровыми автоматами и местами уединения для медитаций. При входе в баню висел знак, запрещающий посещение людям с татуировками, что очень меня напрягло, ибо таковая у меня была. Но гид успокоил, что меня-то пустят, так как я явно не якудза, а это скрытый запрет не пускать в баню местных мафиози. Я живо представил, как у нас году в 1993-м перед входом в бани висел бы плакат: «Правильным пацанам вход запрещен!».

Tokyo_Tower_and_Tokyo_Sky_Tree_2011_January.jpg

Жили мы в многоэтажном отеле в центре. И когда только въехали в номер, моя дочь сразу побежала в туалет. Через несколько секунд она стала звать на помощь. Хоть дочь еще не очень взрослая, но туалетом умеет пользоваться уже много лет, думал я. И ошибался. К классическому унитазу прилагался пульт управления, как для телевизора. Долго разбирались. Оказалось, можно даже стульчак подогреть.

Отель этот был частью огромного офисного комплекса (хотя мне казалось потом, что весь центр Токио – это огромный офисный комплекс, соединенный переходами, эскалаторами, крытыми стеклом улицами, торговыми центрами в десяти уровнях под и над землей), и когда я пошел в специальное место для курения, то сквозь его стеклянные стены наблюдал эскалатор, везущий утром с подземной станции метро офисный люд. Это потрясающее зрелище: никто ни с кем не разговаривает, все уткнулись в смартфоны, и все в костюмах черного цвета. Я спросил гида: униформа? Нет, говорит, неписаное корпоративное правило: рядовой сотрудник только в черном. Если начальник отдела – в темно-темно-сером, директор департамента в сером, а если увидел кого в светло-сером – это минимум вице-президент. Цветовая дифференциация штанов в действии! Кстати, о курении. Бороться с курением в Японии начали лет пять назад, но сразу жестко: за курение даже на улице штраф около ста долларов. Казалось бы, всё? Но нет, они заботятся не только о здоровье некурящих, но и об интересах курильщиков. В любом месте Токио, где мне захотелось курить, я в поле зрения находил специально оборудованное стеклянное помещение, с вытяжкой и автоматически очищающимися пепельницами. Такие курилки есть даже в вагонах метро и скоростных поездах Синкансэн. Кстати, о последних. Когда мы ехали из Киото в Токио, то стоя на платформе в ожидании, я дважды удерживал своих попутчиков от посадки, говоря, что наш поезд придет через восемь минут. Они там по всей стране, как у нас маршрутки – сотнями носятся (за год, вроде, перевозят 600 миллионов пассажиров).

РЯДОВОЙ СОТРУДНИК ТОЛЬКО В ЧЕРНОМ. НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА – В ТЕМНО-ТЕМНО-СЕРОМ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА В СЕРОМ. ЦВЕТОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ШТАНОВ В ДЕЙСТВИИ

Ехали мы в Токио сознательно в конце марта, ибо сакура. Это действительно обязательное к просмотру квалифицированному путешественнику зрелище. И сразу даже неясно, что важнее – природная красота бело-розовых морей, заливающих многочисленные токийские парки. Или культурный феномен, сопровождающий это буйство. В это время японцы живут в парках. Там играют маленькие дети, проводят занятия школьники и студенты, выкатывают на инвалидных креслах ветераны Второй мировой. Я видел несколько корпоративных заседаний на циновках под дождем из розовых лепестков. И конечно, море пикников: корзины с едой, рыба, сакэ. Кто-то занимается гимнастикой, а в одном месте проводили танцевальный конкурс. Многие люди просто спали, присыпанные одеялом лепестков. Но складывалось впечатление, что все эти люди прежде всего впитывали эту красоту. Красоте, как и положено, отводится не более десяти дней…

DSC_3151.JPG

Особенные впечатления остались у меня от попыток поесть в Токио. Во-первых, поесть в Токио можно быстро и в любой точке, поелику торговые автоматы. Но таких, как там, я не видел нигде. Представьте себе огромный шкаф, вся передняя панель которого – это экран высокого разрешения, который показывает тебе кино про всё то вкусное, что у него внутри. А там, правда, всё: от суши до стейка, и даже сакэ. Но, во-вторых, не автоматом единым. Нам советовали, что самые правильные морепродукты надо есть в ресторанах в районе рыбной биржи. А мы находились в районе авангардных японских бутиков Харадзюку. Остановив такси, мы сели в него и на английском сказали, что нам надо в ресторан к бирже. Таксист говорил только на японском. Мои спутники чуть не умерли от смеха на заднем сиденье, слушая наш разговор с таксистом (я по-японски ни слова), но мы добрались до места! Стоит ли говорить, что японский ресторан в Японии имеет мало общего с нашими японскими ресторанами…

DSC_3293.JPG

А еще в Японии надо обязательно доехать до Осаки. Это совсем другая, но не менее известная Япония. На улице Дотомбори ты понимаешь, насколько ты другой. Это именно там кавай, хентай и тамагочи-рай, анимэ, манге, панцу-шоты и прочие хэншине и токушацу. Лучше без детей. И только там можно понять, насколько мала и как консервативна неоновая реклама на нью-йоркской Таймс-сквер. И именно там стоит покупать невероятную японскую молодежную модную одежду. И знаменитые японские нелепые конкурсы – это тоже там.

DSC_3483.JPG

Завершали мы визит в Японию, естественно, поездкой на священную гору Фудзи. Мы долго смотрели в молочный туман и не видели гору. Ни я не видел, ни мои спутники. Но она была. Точно была. Как и давно наступившее, и от того слегка уже потертое будущее.

DSC_3552.JPG



Текст и фото: Максим Чарторижский

Читайте также:

Потерянная Аляска

Исландия: лед не тает, огонь не горит




25.08.2015 3.42 0


(Голосов: 5, Рейтинг: 3.42)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений

Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Chief Time – это эталон профессионального делового издания, которое всегда идет в ногу со временем.

Елена Беседина, генеральный директор «О2 Недвижимость»