бизнес журнал


Зов матери - родины выше свободы
Зов матери - родины выше свободы

Битва за Мамаев курган, который до войны никто из сталинградцев не называл иначе, чем «бугор», длилась 135 суток. Четыре с лишним месяца тысячи солдат засыпали и просыпались с единственной мыслью: отстоять заветную высоту. На каждый квадратный метр холма упало до 1250 пуль и осколков. А когда в феврале 1943 года город начали отстраивать заново, его обошли стороной. Слишком страшными были воспоминания. Да и что построишь на земле, которая превратилась в железо, смешанное с кровью?

Выше только звезды

В мае 1959-го на волжских берегах появились москвичи. Это были, конечно, не коммерсанты, а, как модно сейчас говорить, представители креативного класса: творческая группа под руководством скульптора Евгения Вучетича. И строить они собирались не бизнес-центр, а мемориальный комплекс.

За год до этого в Берлине открылся памятник советскому солдату, и Вучетич пребывал в зените славы. Презентуя проект мемориала, он заявил: центральная композиция должна «поражать взгляд». Условие выполнили если не на 100, то на 85% – точно. На 85 метров возвысилась над землей Родина-Мать. На 40 метров выше Статуи Свободы!

90520356_4985936_statues.jpg

После открытия монумент вошел в Книгу рекордов Гиннеса, как самый высокий из рукотворных на тот момент.

Шерше ля фам

Валентина Изотова.jpg

«Хоть она и Родина, а все-таки баба», – так, видимо, думали художники, понимая, что «из головы» столь грандиозный образ не выдумать. Нужна натура. Они искали ее – и нашли. Хоть и не с первого раза: выбранная натурщица из московского художественного фонда не устроила скульпторов и была забракована. 

Созданием мини-прототипа монумента занимался Лев Майстренко с двумя коллегами –сталинскими стипендиатами. В 1961 году Сталинград переименовали в Волгоград, а в центре города открыли престижный ресторан. В нем-то и попалась на глаза художникам двадцатишестилетняя официантка Валентина Изотова.

Когда Лев Майстренко предложил Валечке позировать, она стушевалась: никогда прежде ей не приходилось заниматься ничем подобным, да и труд натурщицы был в те времена не в почете. В довершение ко всему она была замужем! Любопытство, однако, победило предрассудки, и работа над монументом закипела.

Три рубля в час

Пару раз в неделю Валентина приходила в подвал центрального продуктового магазина «Минск», где располагалась мастерская. Несколько часов кряду она стояла с выставленной вперед ногой и раскинутыми руками, сжимая вместо меча длинную рейку. Из одежды на ней была лишь нижняя часть купальника: постепенно мастера уговорили натурщицу сбросить лифчик.

Вучетич прикрыл грудь скульптуры развевающейся туникой, но контуры ее тела под бетонной тканью угадываются в подробностях. «Ребята показали мне позу, в которой я должна была стоять, и все время настраивали: “Валя, ты ведь должна звать за собой людей!” – вспоминала Изотова. – И я звала. За это мне платили три рубля в час.

По поводу этого «вечного зова» в Волгограде сохранилась байка, воспроизводящая разговор Вучетича с известным физиком Андреем Сахаровым. «Меня спрашивает начальство: зачем у статуи открыт рот? – якобы рассказывал скульптор. – Ведь это некрасиво. Отвечаю: “А она кричит: за Родину!.. мать вашу!” Заткнулись».

Впрочем, с самим мэтром Валентина Изотова увиделась лишь однажды – глава проекта зашел в мастерскую убедиться, что внешность волгоградской официантки соответствует его грандиозному замыслу.

С вертолета, ракурс 2.jpg

Стальные «нервы»

Сложнейшие расчеты, обеспечившие устойчивость конструкции, выполнил Николай Никитин – легендарный советский архитектор, участвовавший в проектировании Дворца Советов, зданий МГУ на Ленинских горах и Останкинской телебашни.

Восьмитонная Родина-мать ничем не прикреплена к основанию – она свободно стоит на шестнадцатиметровом бетонном фундаменте, основная часть которого скрыта под землей. А сам монумент совершенно свободно балансирует на двухметровой «подставке».

Толщина железобетонных стенок статуи – всего тридцать сантиметров. Жесткость каркаса обеспечивается почти сотней закрепленных внутри металлических тросов. «Почти» – потому что их 99. И они постоянно напряжены.

Меч Родины-матери весит 14 тонн, его высота превышает высоту десятиэтажного дома – 33 метра! Сначала клинок сделали из нержавейки, обшитой листами титана, но оказалось, что степные ветры раскачивают его, создавая угрозу обрушения и вызывая жуткий грохот. Поэтому в 1972-м меч заменили на другой, отлитый из фторированной стали.

рука с мечом.jpg

Судьба имен

Торжественное открытие мемориала состоялось 15 октября 1967 года. Вскоре после этого обнаружилось, что фамилия скульптора на подписной табличке указана с ошибкой: «Вучетичев» вместо «Вучетич». Почему – неизвестно, расхожая версия: люди, делавшие табличку, хотели указать фамилию и инициалы – Вучетич Е.В.

Валентину Изотову на торжества не пригласили – то ли просто забыли, то ли не сочли нужным. Впрочем, женщина и сама говорили, что стеснялась даже рассказывать знакомым, что работает натурщицей. Стыдно было. Позже, правда, любопытство вновь взяло вверх над стыдливостью, и Валя отправилась смотреть на «новую себя». Даже статуэтку сувенирную прикупила на память.

Сорок лет спустя Валентина Изотова призналась, что при виде бетонной дамы с мечом не испытывает ни священного трепета, ни гордости, ни ностальгии. Ибо это все равно, что встретить на улице приятельницу, с которой сто лет знакома. По привычке кивнешь головой и скажешь без всякого пиетета: «Здравствуй, Валя».  

02.07.2013 0 0


(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений

Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Профессионально и качественно сделанный журнал. Среди героев «проходных» персон нет – все яркие, интересные личности, со своим взглядом на жизнь и события, в ней происходящие...

Владимир Седов, основатель и владелец компании «Аскона»