бизнес журнал

История грифельного короля

История грифельного короля

В середине XIX века юный владелец фабрики по производству карандашей оказался свидетелем удивительного события. Один из самых древних и крупных алмазов планеты под звучным именем KOH-I-NOOR был торжественно подарен Ост-Индской компанией английской королеве Виктории. Впечатления от увиденного карандашных дел мастер выразил много десятилетий спустя. Именем великого алмаза был назван будущий король в канцелярском мире KOH-I-NOOR 1500…

«Доалмазная» эпоха KOH-I-NOOR HARDTMUTH была не менее захватывающая. Летопись одного из крупнейших мировых производителей и дистрибьюторов канцелярских принадлежностей берет начало на заводе по производству… керамического гранита. Предприятие создал княжеский зодчий из рода Лихтенштейн Йозеф Хардмут в 1790 году на территории австрийской столицы. Для маркировки керамического гранита требовалось большое количество карандашей, которые импортировались в основном из Англии. Это государство было негласным монополистом в производстве грифелей из натурального графита. Использование данного материала ставило карандаш в категорию «дорогих удовольствий». 

43314b.jpg

Один к двенадцати

Пытливый ум и предпринимательская жилка Йозефа Хардмута позволили ему на базе завода создать искусственный грифель из порошкового графита, ила, сажи и органического связующего вещества. В результате был изобретен высококачественный прочный цилиндрический стержень из легкодоступного материала по смешной, относительно выставляемой бывшим монополистом, цене. На деньги, потраченные на покупку одного английского карандаша, можно было купить 12 карандашей от Хардмута. Йозеф Хардмут запатентовал свое изобретение, тем самым положив начало промышленному производству карандашей. Поставки были налажены по всей Австрии, в Германию, Нидерланды, Италию, Россию и даже Англию. 

В 1848 году завод был переведен в чешский городок Ческе Будеёвице. Данный маневр объяснялся доступностью на этой территории производственного сырья, стратегическим положением города на линии первой железной дороги, а также дешевой рабочей силой. 

Тайна букв и чисел

Следующий рывок компании был осуществлен благодаря новаторству внука ее отца-основателя, Франца Хардмута. Подкованный в вопросах машиностроения и станочного оборудования, Хардмут-младший сконструировал принципиально новые аппараты, каждый из которых был создан для отдельной технологической операции. Эти станки позволили впервые реализовать идею производственного конвейера для стержней и карандашей. 

Кроме того, именно Франц является изобретателем современной технологии, которая позволяет производить карандаши по шкале градаций твердости. Система маркировки при помощи чисел (до 21) и букв по сей день остается мировым стандартом градаций. Твердый грифель – H – получил свое название от фамилии основателя компании, мягкий карандаш – B – увековечил название города с производственным «гнездом» (Budějovice). Помимо HB, специальная средняя градация F является первой буквой имени ее создателя. Градационная шкала была разработана Францем для его нового изобретения – желтого KOH-I-NOOR 1500, ставшего впоследствии самым известным графитным карандашом в мире. Именно благодаря этому карандашу компания получила своё интригующее название…

KOH-I-NOOR и корона королевы Великобритании

Согласно одной из легенд, алмаз, в честь которого был наречен KOH-I-NOOR 1500, найден в Индии около 5000 лет назад. Волеизъявление иранского правителя Надир-Шаха наделило камень именем KOH-I-NOOR, что в переводе с хинди означает «Гора Света». Уникальный алмаз попал в сокровищницу Великобритании, обладая ярко выраженным желтым оттенком, круглой формой и весом в 186 карат. По мнению английских ювелиров, дополнительная огранка должна была заставить камень заиграть с новой силой. В результате вес бриллианта уменьшился до 109 карат, а цвет изменился от светло-желтого до прозрачного. С 1911 года KOH-I-NOOR украшает корону королевы Великобритании и является крупнейшим из бриллиантов, входящих в коллекцию сокровищ британской короны. По легенде, тот, кто им владеет, не только «правит миром, но и познает горе мира». В 2009 году Тушар Ганди – правнук Махатмы Ганди – потребовал от Великобритании вернуть камень, чтобы искупить годы колониального владычества над Индией. Однако премьер-министр туманного Альбиона ответил отказом… 

Koh-i-Noor_Hardtmuth-karandashi-s-bactericidnymi-svoistvami.png

Алмазная эпоха

После победоносного выступления KOH-I-NOOR 1500 на мировой парижской выставке в 1889 году Франц Хардмут принял решение увековечить успех желтого карандаша в названии своей компании. 12 ноября 1894 года родился один из первых охраняемых торговых знаков Чехии: KOH-I-NOOR HARDTMUTH.

Новое и незабытое старое

В XXI веке ведущий бренд канцелярского концерна сравним лишь с изысканным вином многолетней выдержки. В одном из интервью директор по экспорту KOH-I-NOOR HARDTMUTH Зденька Жанова отметила, что «графитовый карандаш 1500 однозначно является самым успешным продуктом компании – чем он старше, тем лучше становится». Знаменитый грифель обрамлен «благородной» древесиной. Для производства многих карандашей, в том числе эталонной модели 1500, компания использует кедр. На создание более простых, бюджетных видов карандашей, например модели 1602, идут липа или сосна. 

Ассортимент компании сегодня превышает 5000 видов изделий для школьного, офисного, технического и художественного использования. В номенклатуру продукции входят, в частности, графитовые карандаши, художественный уголь, сепии, пастели, мел, цветные карандаши, темперные, масляные и акварельные краски, тушь, большой выбор письменных и чертежных принадлежностей, ластики и т.д.
KOH-I-NOOR поддерживает любителей кроссвордов, выпуская серию карандашей «Sudoku». Одной из последних канцелярских новинок KOH-I-NOOR стал антибактерицидный карандаш. По словам Зденьки Жановой, его появление вызвало неоднозначную реакцию партнеров, однако сейчас он пользуется успехом у предприятий, работающих в области защиты окружающей среды и здравоохранения. 

В настоящее время KOH-I-NOOR HARDTMUTH является частью группы KOH-I-NOOR Нolding a.s., которая объединяет десятки компаний, направленных на производство и торговую деятельность в четырех отраслях – школьные и канцелярские принадлежности, здравоохранение, машиностроение и энергетика. Годовой оборот группы превышает три миллиарда крон. Канцелярский концерн располагает собственной типографией, заводами по производству грифелей, резины, а также фабрикой, ориентированной на изготовление прессованной пластмассы и форм для выдувки. Как говорит глава KOH-I-NOOR HARDTMUTH Властислав Бржиза, «мы разрабатываем и производим оборудование только для собственных фабрик. По своему техническому оснащению мы ушли далеко вперед от многих других производителей, и совершенно понятно, не в наших интересах технически поддерживать конкурентов». 

Жертвы фальсификации

Ложкой дегтя в жизни процветающей компании является фальсификация продукции KOH-I-NOOR HARDTMUTH. Большие партии подделок чаще всего вскрываются на территории России и Украины. Псевдо KOH-I-NOOR также производят и реализуют на территории Беларуси, Индонезии, Китая и Вьетнама. Самыми популярными «жертвами» фальсификации становятся товарные флагманы компании, в том числе карандаши и шариковые ручки с надписью «1500». 

KOH-I-NOOR изменит «корни»?

На сегодняшний день продукция «Горы Света» реализуется более чем в 70 странах мира. С началом нового тысячелетия компания активно обустраивает производства далеко за пределами чешской границы. В структуру материнской корпорации входит множество дочерних фирм, каждая из которых предназначена для торговли в различных странах. Предприятия были созданы на территории Словакии, Польши, Италии, Болгарии, Румынии, Китая и России. В 2007 году к компании присоединился болгарский производитель фломастеров HEMUSMARK, что привело к появлению KOH-I-NOOR HEMUS. Завод специализируется на выпуске школьных и канцелярских фломастеров, маркеров и выделителей, являясь одним из крупнейших производителей этого вида товара в мире. Чешскому концерну также принадлежит блокпакет единственного в СНГ производителя карандашей – «Сибирской карандашной фабрики». 

Приключения KOH-I-NOOR в России

В России жизнедеятельность KOH-I-NOOR HARDTMUTH движется в особом русле. Глава концерна признается, что ошибался, когда был уверен, что хорошо знает Россию. «Нам несколько сложнее внедрять на российский рынок те новинки, которые мы с легкостью продаем в других странах, – поясняет Властислав Бржиза. – Один из наших российских дистрибьюторов, изучая каталог новинок KOH-I-NOOR, на наш вопрос, что может быть востребовано на российском рынке, говорил, перелистывая страницы: “Не пойдет, не пойдет, не пойдет”, в то время как наши партнеры из других стран, проделывая ту же процедуру, говорят: “Хорошо, хорошо, не пойдет, хорошо”… Для меня до сих пор остается загадкой ответ на вопрос, почему, чтобы преуспеть на российском рынке приходится покупать лицензию на использование изображений Тома и Джерри, хотя мои дети, когда были маленькими, всегда любили мультфильм “Ну, погоди!”». 

Показательно, что многие праздничные мероприятия по поводу магического юбилея – 222 года со дня основания – крупнейший европейский производитель канцтоваров провел именно в нашем государстве. Возможно, «грифельный король» все же решил до конца понять Россию…

Текст: Елена Озерова
Материал опубликован в журнале Chief Time#25, апрель 2013 года


Livejournal
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений







Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Спасибо команде Chief Time за полезную  деловую информацию, за возможность иметь представление о том, что происходит в деловой среде нашего города, о людях, которые  создают эту среду. 

Эльчин Алескеров, генеральный директор стоматологической клиники Dental House