бизнес журнал

Ицхак Адизес: «Я часто использую слово «энергия»

Ицхак Адизес: «Я часто использую слово «энергия»

Основатель собственного института и легендарный консультант первых лиц крупнейших компаний – о невероятном терпении русских топ-менеджеров, тоталитаризме и игре в теннис. 

Изложить всю мою методику в одной статье проще простого. Но я не знаю, как передать на бумаге свои эмоции или впечатления.

Мне кажется, я понимаю, почему в России такой спрос на консультации и коучинг. Так уж у вас исторически сложилось, что страной управляют очень автократично и тоталитарно, а моя методология основана на обоюдном доверии и уважении, на командной работе. Так что это все равно, что привезти воду в пустыню.

IMG_7003.JPG

В России есть два типа «среднего бизнесмена». Либо маленькие стартапы, с трудом пытающиеся выжить на быстро меняющемся рынке, либо огромные, неповоротливые, оставшиеся еще с Советского Союза компании, в основе управления которых – бюрократия. Они пытаются быть агрессивными и конкурентоспособными, но культура им не позволяет – она все еще не ориентирована на рынок.

Я вижу, как российский – очень авторитарный – стиль менеджмента попросту высасывает энергию из компаний. Я всегда говорил, что у вас полно хорошо образованных, способных и талантливых топ-менеджеров… сидящих без дела. Потому что внутри компаний все централизованно и вертится вокруг одного управляющего, который принимает решения, а остальные просто не задействованы. Так что в России куча креативности просто выбрасывается впустую. 

IMG_7029.JPG

Какой может быть выход? Слушать тело. Представьте весь российский менеджмент как голову. Так вот, она должна послушать тело. Но должно быть и наоборот. Все должны слушать друг друга.

Я известен тем, что всегда все упрощаю. Ищу общий смысл, а не академические концепты, с которыми никто не знает, что делать. Моей рекомендацией российским бизнесменам было бы подмечать хорошие идеи, как у запада, так и у востока. Любые, лишь бы они имели смысл. И учиться. Но не копировать у американцев. И хотя я сам американец, я говорю вам: не делайте этого, это ошибка. Потому что в Америке точно так же все иерархично. Создавайте свое.

IMG_6959.JPG

Запад очень ориентирован на рынок, очень коммерциализирован. А японцы, например, куда более закрытые, большинство из них обычно не говорят ни на английском, ни на других иностранных языках. Но у них есть фантастическое знание рынка, которому многим нужно поучиться.

Три личных правила жизни? У меня есть лишь одно. Энергия – конечна, об этом мы знаем из физики. Там где нет доверия и уважения, она расходуется впустую. Так что мое правило – чем больше обоюдного доверия и уважения, тем больше у нас остается энергии для конкуренции, а не для борьбы друг с другом. 

Я работал в 52 странах по всему миру, но могу сказать, что в России особые проблемы, ничего похожего на другой мир. Когда президент компании входит в кабинет во время переговоров, воцаряется абсолютная тишина. Никто не смеет говорить. Такой необычной «культуры страха», как я ее называю, нет ни в одной стране мира. Вот вам простой пример: недавно у меня было выступление перед четырьмя сотнями русских топ-менеджеров, и я случайно сдвинул проектор, так что всей аудитории приходилось невероятно сильно изгибать шею, чтобы хоть что-то разглядеть на экране. Только к концу лекции я осознал, что натворил, – но в течение полутора часов все люди сидели тихо. В Америке бы кто-нибудь сразу встал бы и сказал: «Профессор, ваш проектор установлен неправильно». В Израиле вообще бы начали кричать: «Эй, да что с тобой?». На моей следующей российской лекции в Академии Экономики собралось 800 самых «топов», и я сдвинул проектор уже специально. Я ждал и ждал, но никто не сказал ни слова. Другими словами, когда люди в России видят какую-то трудность, они действуют по принципу: «Не говори ничего, принимай автократию». Это очень необычно.

IMG_7042.JPG

Весь мир ждет множество перемен. И они могут быть деструктивны. В этих условиях успешными станут только те компании, у которых есть возможность правильно организовать структуру, процесс командной работы, правильный поток информации и энергии. И дать возможность людям с мозгами использовать его. 

Это правда, я часто использую слово «энергия». И она не только между людьми, но также и между странами. Вот сейчас, например, куча энергии течет в Китай.

Обычно люди мерят успешность компании прибылью. Мне кажется, это хорошо – но неправильно. Куда важнее то, как она управляется. Многие компании могут заработать кучу денег, но это всего лишь означает, что они нестабильны, что, в конце концов, они эти деньги потеряют. То, каким образом их можно систематизировать, чтобы они были – как это говорится по-русски – «результативными и эффективными», важнее, чем механистически добиваться результата.

Создавать компанию не ради прибыли? Нет, я в это не верю. Послушайте, прибыль – это как счет в теннисном матче. Мы все хотим выиграть. Просто большинство людей совершает ошибку: они наблюдают не за игрой, а за изменением счета. Нужно смотреть, как ты бьешь по мячу: управлять не прибылью, а ради прибыли. Если ваш клиент будет постоянно доволен и у вас при этом будет минимум трат, у вас будет прибыль. Так что смотрите на мяч – именно он и есть ваш клиент.

Интервью Тимофей Кареба
Фото Юрий Цой
Материал опубликован в журнале Chief Time#18, август 2012 год

Читайте также: 







Livejournal
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений







Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Chief Time – это эталон профессионального делового издания, которое всегда идет в ногу со временем.

Елена Беседина, генеральный директор «О2 Недвижимость»