бизнес журнал

«Калипсо»: эпоха забвения

«Калипсо»: эпоха забвения

«Калипсо» – самое известное судно XX века после «Титаника». Многолетняя одиссея корабля в статусе ведущего океанографического судна столетия, кинозвезды, научной и экологической лаборатории в новом тысячелетии завершается вялотекущей трагедией. Слава. Гибель. Воскрешение. Забвение. Вот названия судьбоносных «портов», куда заглянула легендарная «Калипсо»…

«Водные легкие» Кусто

Капитан Жак-Ив Кусто долгие 40 лет странствовал по миру в поисках Своего Корабля. Эту встречу предвосхитило открытие Жиком (одно из корабельных прозвищ Кусто) общедоступной возможности заглянуть в святилище Посейдона, где в течение многих столетий пытались освоиться отдельные смельчаки. Ассирийцы еще в 885 году до н.э. спускались под воду с мешками из кишок животных, наполненными воздухом. Аристотель описывал собирателей губок, которые погружались на морское дно в огромных глиняных горшках, расположенных горлышком вниз. Александр Македонский опускался на глубину в стеклянной бочке, чтобы рассмотреть обитателей водной стихии. Средневековые монахи осуществляли погружения в колоколах, не замочив одежды и даже взяв с собой зажженную свечку. Леонардо да Винчи в своих дневниках набросал эскиз ныряльщика с кожаной трубкой во рту…

Именно Жаку-Иву современные дайверы обязаны легкостью погружений. Дело в том, что водолазное снаряжение докустовской эпохи весило 96–98 кг. В одном из интервью Кусто признался: «При создании акваланга мною двигало только одно – нужда. Потребность как можно дольше оставаться под водой». Совместно с инженером, специалистом по газовому оборудованию Эмилем Ганьяном Жак-Ив изобрел Aqua-Lung («водные легкие»), который стал прототипом всех дыхательных механизмов, используемых в мире. В 1946 году Кусто запатентовал название «акваланг» и запустил его в промышленное производство. Как автор изобретения Жак-Ив до конца своих дней получал 5% от продажи каждого произведенного в мире акваланга. Эти ресурсы стали первым элементом в финансовой базе океанологических экспедиций.

«Наутилус» XX века

История «Калипсо» началась в середине 1940-х годов, когда в парижских кинотеатрах шел документальный фильм Жака-Ива о погружениях с аквалангом. Картина под названием «Затонувшие корабли» понравилась не только зрителям, но и Главному управлению французского кино. С этого момента Кусто задумал снять художественный фильм о подводном мире, а на полученную от управления ссуду начать поиск подходящего судна.

В 1950 году Кусто обрел свое постоянное пристанище. Банкир Лоэль Гиннесс купил для морского французского офицера списанный минный тральщик JB26 серии BYMS 1942 года постройки. Корабль был предоставлен Жаку-Иву за символический 1 франк в год. После войны судно было переоборудовано в паром, совершавший рейсы между островами Мальта и Гозо, известный в древности как остров Огигия. Именно здесь, согласно поэме Гомера, обитала нимфа Калипсо, что в переводе с греческого означает «забвение». Миф гласит, что нимфа влюбилась в Одиссея, лишила его памяти и продержала героя семь лет в любовном плену. «Плен» Кусто продлился целую жизнь. «“Калипсо” – мой дом, моя вселенная», – говорил Жак Ив.
Деньги, полученные от Управления французского кино, проценты от продажи аквалангов и спонсорские средства были освоены в течение года, что превратило минный тральщик в океанографическое исследовательское судно, которому не было равных. Корабль оснастили амуницией для дайвинга, подводных съемок и исследований, отсеком для подводных наблюдений. Позднее на судне была установлена посадочная площадка для вертолета, появились «ныряющие блюдца» SP350 – первые маленькие подводные лодки для научной работы в океане, разработанные Жаком-Ивом, и т. д. «На “Калипсо” все было сделано от первого до последнего гвоздя по чертежам Кусто на базе последних технических достижений», – восхищался советский путешественник Юрий Сенкевич.

Гениальный «тиран»

Уникальной была команда «Калипсо». В ее состав входили пионеры подводного плавания Фредерик Дюма (Диди) и Филипп Тайе, опытный мореплаватель Белл Гроувнэ. Отрядом геологов руководил известный вулканолог Гарун Тазиев, которому помогали Владимир Нестеров и Жан Дюпа. Гидрологический отряд находился под командованием доктора Клода Франсис-Беф. «Калипсо» повидала не одну дюжину высококлассных специалистов. По словам Андре Лабана, механика, ведущего инженера «Калипсо», Кусто понимал, что «многие из нас сознательно рисковали жизнью во имя исследования подводного мира, поэтому на борту всегда царила строжайшая дисциплина. Иногда капитан терял спокойствие, и от него доводилось слышать резкое словцо. Как-то ныряльщик заикнулся о своих правах, на что прозвучал ответ: “Здесь ни у кого нет прав!” Кусто немало требовал, но и очень многое давал».

Капитан «Калипсо» отличался взрывным характером, был очень импульсивен, но в то же время отходчив. Биографы Жака-Ива полагают, что волнообразные приступы гнева имели место потому, что мозг Кусто довольно часто работал в режиме кислородного голодания во время многочисленных погружений. Божана Остойич, одна из участниц экспедиций, на вопрос, был ли Кусто тираном, поясняет: «Жик был тяжелым по характеру, где-то эгоистом. Он делал то, что считал нужным, был бесспорным лидером. Кусто мог сутками не спать, но сохранять стопроцентную работоспособность. Конечно, рассказать можно о многом… Но мне хотелось бы вспоминать только красивые вещи. Жик знал, как решить любую проблему, от него исходила очень сильная энергетика. Кусто был гениальным инженером и очень интересным собеседником».

Голливудское признание «Калипсо»

Судно Кусто стало первым кораблем, который не только исследовал океан, но и делился информацией с жителями планеты. В 1953 году выходит первая книга Жака-Ива «Мир безмолвия», экранизация которой принесла Золотую пальмовую ветвь и первого из трех «Оскаров». Вторую статуэтку Кусто получил за сценарий фильма «Золотая рыбка».
На борту своей любимицы капитан Кусто провел все свои знаменитые экспедиции и снял более 120 фильмов. Сериал «Одиссея команды Кусто» смотрела большая часть жителей планеты. По словам Андрея Макаревича, «впечатление, производимое фильмами Кусто, можно сравнить с фурором, который произошел бы в обществе в случае высадки космонавтов на Венере в наши дни».

По мнению некоторых исследований, «Калипсо» не полностью утратила свой военный статус. Например, экспедиция к Южному полюсу в рамках «Одиссеи» имела своей истинной целью поиск нацистской базы в Антарктиде по заданию военно-морской разведки Франции. Как признавался сам Кусто, «я не могу сказать, какая экспедиция была наиболее интересной, могу только сказать, что наше антарктическое путешествие было самым опасным». Именно тогда погиб второй помощник Жака-Ива Мишель Лаваль. По неофициальной информации, он стал далеко не единственной жертвой экспедиции…

«Легенда» к услугам государства…

Содержание корабля и уникальные исследования требовали больших финансовых затрат. Кусто заключил договор с французским правительством, согласно которому финансирование «Калипсо» производилось за счет государственного бюджета. В обмен на это Капитан Планеты был обязан три месяца в году посвящать исследованиям по заказам государственных и коммерческих компаний. Команда «Калипсо» обследовала дно в районе установки нефтедобывающих платформ, оказывала содействие при проектировании опорных конструкций мостов, участвовала в поисках затонувших судов. Помимо этого, проводилась глубоководная геологоразведка, а также поиск мест для наиболее безопасного захоронения отходов химической промышленности. Профессионалы команды Кусто выполняли свою работу в высшей степени эффективно, оправдывая любые расходы, поэтому остальные девять месяцев Жак-Ив использовал «Калипсо» исключительно для собственных экспедиций.

Госдотации продолжались до тех пор, пока некоммерческая компания Кусто не собрала достаточно средств, чтобы отказаться от любых государственных заказов. Главными источниками финансирования экспедиций стали гонорары от книг Жака-Ива, фильмов и телепрограмм...

Одиссея без Кусто

В 1990-х годах в жизни Капитана Планеты началась полоса неудач. Рядом брендовых организаций все настойчивее интересовались налоговые службы. В частности, в США «Общество Кусто» было арестовано за непредоставление счетов, за незаконную вербовку в свои ряды по почте, не предусмотренную законом. Некоторые подразделения общества настолько запутались в отношениях с государством, что их деятельность закончилась конфискацией имущества… Тем не менее, никто не посягал на честное имя самого Кусто.

«Черная полоса» не обошла стороной и «Калипсо». Корабль странствовал почти полвека, побывав во всех водах земного шара – от Северного полюса до Южного. Но в 1996 году судно получило пробоину при столкновении с баржей в порту Сингапура и затонуло. «Калипсо» оставалась под водой 17 дней, после чего была поднята и отбуксирована в порт Ла Рошель.

Родственники капитана много лет вели борьбу за наследство, в то время как легендарная «Калипсо» ржавела во французском порту. После долгих разбирательств в 2006 году парижский апелляционный суд отдал корабль в собственность Франсин Трипле, второй жене Жака Ива, которая, согласно завещанию, унаследовала почти все его состояние. Незадолго до судебного решения директор музея флота в Ля Рошели Патрик Шнепп заявил: «Несколько лет назад “Калипсо” еще можно было спасти. Сегодня уже слишком поздно. Если мы сдвинем ее с места, она рассыплется на тысячи кусков».

В СМИ периодически появляется информация о том, что вдовствующая мадам намерена восстановить судно и сделать из него музей. Между тем, еще в 1980-х годах Кусто очень жестко высказался по этому поводу: «Я бы предпочел затопить “Калипсо” вместо того, чтобы превращать ее в музей. Я не хочу, чтобы этим легендарным кораблем торговали, чтобы на него приходили люди и устраивали пикники на палубах».

Текст Елена Озерова
Материал опубликован в журнале Chief Time#27, июль 2013 года


Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:

Страницы: 1 2 След.


DewayneAbuse

<a href=https://www.kvastar.ru/Nedvizhimost/apartmen/>купить Комнату</a>
<a href=https://www.kvastar.ru/Nedvizhimost/apartmen/>продать Комнату</a>
<a href=https://www.kvastar.ru/Aviaciya/Vertolety/>продать Вертолет</a>
<a href=https://www.kvastar.ru/Nedvizhimost/Doma-dachi-kottedzhi/>купить Дома, дачи, коттеджи</a>
<a href=https://www.kvastar.ru/Nedvizhimost/Doma-dachi-kottedzhi/>продать Дома, дачи, коттеджи</a>

Duaneinell

<a href=жкотрадный.рф/prajs/sektsiya-2>отрадный мытищи</a>

ragabiciads

это?

<a href=http://osdfjodsij51.ru/spravki-dlya-voditelskih-prav-skolko-stoit-Vladikavkaz.html>справки для водительских прав сколько стоит Владикавказ</a>

GlennViorn

заказать продвижение сайта минск логин в скайпе SEO PRO1

ThomaspeP

заказать продвижение сайта крайне недорого поможем логин в скайпе SEO PRO1

DwightSup

заказать продвижение сайта в топ 10 логин в скайпе SEO PRO1

Janjekly

Комплексные услуги Seo продвижения
база доменных имён
<a href=http://interpult.ru/trafikovoe-prodvizhenie/>поисковые системы</a>

WarnerDip

http://bystrokredit24.ru/momentalnyj-zajm-na-kartu-bez-otkaza/ - Моментальный займ на карту без отказа
100% ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ВСЕМ!
http://bystrokredit24.ru/vzyat-kredit-v-atb-banke-onlajn-zayavka/ - Взять кредит в атб банке онлайн заявка

kuhninazakaz.info

Кухонная стенка Солнечногорский

http://kuhninazakaz.info/page/kuhonnaya-stenka-solnechnogorskij/
.

avtouris.info

Коллегия автоюристов спб отзывы

http://avtouris.info/page/kollegiya-avtoyuristov-spb-otzivi/
.

Страницы: 1 2 След.


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений







Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Chief Time – это эталон профессионального делового издания, которое всегда идет в ногу со временем.

Елена Беседина, генеральный директор «О2 Недвижимость»