бизнес журнал

Любимые неудачи

Любимые неудачи

Один из влиятельнейших людей Кремниевой долины Стив Бланк рассказывает, почему в современном мире может провалиться любой, даже самый мощный титан индустрии.

Провал – синоним предпринимательского опыта. За 20 лет в Кремниевой долине я запустил восемь стартапов. Четыре из них оказались очень успешными, два – более-менее, а оставшиеся два постигло сокрушительное фиаско. После одного из провалов я позвонил маме: «Только что я потерял 35 миллионов долларов». В ответ – тишина, а затем тихий вопрос: «И ты должен вернуть их?». Нет, вам не требуется менять фамилию, внешность и скрываться десятилетиями. «Мама, у меня есть инвесторы, которые дают 12 миллионов в новый проект». В итоге они получили с проекта по миллиарду долларов.

За всю историю венчурных инвестиций в Кремниевой долине с деньгами сбегали лишь однажды. Ведь что может быть лучше, чем работать над проектом в режиме 24 на 7, ни в чем не нуждаясь? Неужели интереснее лежать где-нибудь в Мексике на пляже? Кремниевая долина – это место, которое притягивает одержимых людей, которые верят, что их проект изменит мир, как это сделал Стив Джобс. Сотни Стивов Джобсов! Но видение реальной перспективы легко спутать с галлюцинацией.

Есть шесть типов предпринимателей

Первые начинают бизнесы не ради заработка. Предпринимательство – их стиль жизни, походящий на серфинг, – с волны на волны, от проекта к проекту. Второй тип очень распространен в США: это люди, которые основывают маленькие компании, чтобы ни от кого не зависеть и кормить семью. Это может быть прибыльный бизнес, например, интернет-магазины, но он не способен привлечь венчурные капиталы и вырасти до мировых масштабов. Третий тип – это социальные антрепренеры, люди, которые хотят сделать мир лучше. Четвертые – это инноваторы в крупных корпорациях. Но давайте не будем вводить в заблуждение частных и государственных инвесторов: лишь пятый и шестой виды проектов можно определить термином «стартап». Это инновационные проекты с большим потенциалом роста, которые могут завоевать глобальный рынок, или проекты, которые создаются профессионалами в своей области с целью продажи.

Типичная ошибка, ведущая к провалу

– считать, что классная идея эквивалентна бизнесу. Фраза «у меня есть идея» обычно означает: «У меня есть идея, так что мне, в сущности, осталось только ее воплотить. А покупатель – он как я, поэтому мне не надо ни с кем обсуждать мой продукт». Уверенность в том, что люди непременно выстроятся в очередь, – это из области фантастического кино о том, как строятся компании и сколачиваются капиталы. Идея – это лишь часть бизнеса. Другая, и более значимая, часть – это люди, которые хотят получить ваш продукт, нуждаются в нем и готовы заплатить за него. Это называется соответствием продукта рынку. И мы не раз проводили исследования среди клиентов, когда знакомили их с идеей на очень раннем этапе, заставляя нервно дергаться инженеров: «Это же секрет, мы не можем никому его раскрывать». Но мы не предлагаем отдать авторские исходники или алгоритмы, мы лишь хотим общаться с клиентами еще на стадии прототипа, чтобы понять: да, есть кто-то, кто разделяет нашу страстную идею.

Мой любимый пример провала классной идеи – это Segway.

Его придумали очень, очень умные парни: вот баланс, вот платформа, колеса… Но зачем мне все это, рассуждает потребитель, если я могу просто ходить? А они не тестировали разработку вместе с потребителями, потому что держали ее в строжайшем секрете.

Другой пример страстно одержимых технологией людей, которые не подумали о продажах. В конце девяностых годов бурно развивалась компания Iridium Satellite по обеспечению спутниковой связи. Они потратили десять миллиардов долларов, чтобы вывести 66 спутников на околоземную орбиту. Потрясающая технология! Но лишь у очень небольшого количества людей есть необходимость звонить по телефону с нефтяной платформы в Северном море. Это были огромные телефонные трубки, которые не ловили сигнал в зданиях. Поэтому к моменту, когда были запущены все спутники Iridium, выяснилось, что уже выпущены портативные мобильные телефоны со значительно более дешевой технологией.

Почему в современном мире может провалиться любой, даже самый мощный титан индустрии? С компанией Nokia, например, случился Apple. Индустрия мобильных телефонов полностью переродилась с выходом iPhone. И это случилось не потому, что люди из Nokia глупы; нет, это потому что люди из Apple блистательны. Nokia всегда игнорировала Apple. И их проблемы так трагично воспринимаются в Финляндии!.. Я провел там неделю и ни разу не услышал слова Nokia из чьих-нибудь уст. Это была их национальная гордость, и финны переживают провал Nokia как личную трагедию – это как застукать отца в постели с нянькой, а он возьми да помри со страха.

За последние двадцать лет технологии становятся все быстрее и быстрее, и крупные корпорации нуждаются в инновациях из-за бурной работы вне компаний. Поглядите, что случилось с Google, когда появился Facebook: они стали привычной стартовой страницей для всего мира. А теперь люди заходят в интернет через Facebook, минуя Google. Ребята из Google ни в чем не ошибались – просто нашелся некто, кто изобрел нечто, о чем они не подозревали.

На первых порах развития проекта приходится быть гибким

– это обстоятельство крайне важно в условиях «ковбойского капитализма» США, где в бизнесе выживают неутомимые и безжалостные. Так было всегда: если вы работаете с вашими друзьями, они должны быть так же хороши, как и вы. В России у меня есть ощущение (со скидкой на то, что я здесь совсем недолго), что некоторые компании еще не готовы к столь серьезной работе. Ведь тяжелый труд – это что-то вроде собственной инвестиции в бизнес. И это нормально: далеко не все американцы, лишь те, что очень трудолюбивы, попадают в Кремниевую долину. Впрочем, вам не нужно никуда ехать, чтобы построить такую деловую культуру. Я считаю, что это вопрос желания и видения перспективы. Вот где бы нам с вами соревноваться!.. За время визита в Россию я познакомился с проектами, которые я бы, ни минуты не раздумывая, предложил венчурным спонсорам в Кремниевой долине. Не могу ручаться за привлечение инвестиций, но за идеи точно бы краснеть не пришлось.

Говорят, что Россия эксплуатирует свои природные ресурсы.

Но лучшие ресурсы, которые у вас есть, – это мозги ваших людей. Для меня странно, что русские люди чувствуют себя комфортно, конкурируя лишь на российском рынке. То ли это языковой барьер, то ли ментальная тяга к самоограничению. Американцы по-прежнему до чертиков боятся русских ученых и инженеров, потому что знают, как вы хороши. Мы до сих пор ждем жесткой конкуренции с вами, как во времена Холодной войны. Мой первый проект имел военную направленность, и Советский Союз был нашей целью. В России капитализму уже 20 лет, но где же, черт возьми, все русские компании? Их так мало! Вот одна из них – если вы пользовались Apple iMac, то практически на каждом iMac стоит система Parаllels, которая работает так хорошо, что мы думаем, будто бы это международная компания из Кремниевой долины, пока не увидим забавную надпись: «Москва».

В Кремниевой долине есть культура безвозмездного аванса:

мы даем людям время, деньги, знакомим их с нужными людьми и ничего не просим взамен. Мы делаем это потому, что когда мы были молодыми, точно так же помогали нам. Позвоните мне: мы встретимся поболтать после обеда, и, может быть, я стану вашим бизнес-ментором на ближайшие несколько лет.

Справка:

СТИВ БЛАНК – основатель восьми успешных стартапов, стоял у истоков Pixar Animation Studios. Практически все его проекты выходили на биржу NASDAQ или продавались крупным компаниям, таким как Walt Disney и Sega. Первые проекты Стива Бланка специализировались на полупроводниках, рабочих станциях, суперкомпьютерах и видеоиграх. Компания E.piphany, основанная Стивом в 1996 году, в 2005 году была продана за 329 миллионов долларов. Теперь Бланк преподает технологическое предпринимательство в Стэндфорде и Беркли.

Интервью:Кирилл Артеменко




Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений







Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Главное, на что реагируют клиенты и партнёры – это большая фотография на обложке журнала «Человек Дела» и заголовок. Фото сделали хорошее. Эффект получился неплохой, многие очень позитивно отреагировали...

Даниил Плитман, Генеральный директор Swed-Mobil (официальный дилер Volvo на Северо-Западе)