бизнес журнал

Николай Путилов

Николай Путилов

Николай Путилов - основатель российской сталелитейной, железнодорожной и судостроительной промышленности и предприниматель, которого называли самым обаятельным авантюристом XIX века, о пользе соревнования, единственном богатстве и смекалистых мастерах.

Я человек труда. Все, что имею, приобретаю трудом, без полушки жертв со стороны правительства. Авансы, которые получал, отдавал и отдаю все сполна, притом, что пять лет, с 1859 по 1864 год, посвященных постановке сталелитейного завода, разорили меня на глазах всего Морского министерства.

Необходимо общее соревнование, ибо оно ведет к совершенствованию. Одно покровительство без соревнования может, скорее, повлечь за собою вред, нежели пользу. Ибо заводчики при излишнем покровительстве могут безнаказанно пользоваться излишним вознаграждением и пренебрегать усовершенствованием изделием своих. Излишнее покровительство так же вредно, как и недостаток его. 

К сорока годам я приобрел единственное богатство – репутацию человека, действительно способного «решать проблему». До последнего дня своей жизни я был готов привести свои мысли в полное и качественное исполнение. 

Мой принцип – не давать взяток!

При осмотре работ меня более всего останавливала мысль: как эта масса мастеровых, бывших прядильщиков из Ржева, исполняет с такой поспешностью механические работы, требующие математической точности, не имея понятия о чертежах, не брав в руки никогда ни циркуля, ни карандаша, не видав образцов этих многочисленных разнообразных частей механизмов, которые им приходится делать.

008(600).jpg

Бывало, мастер обойдет по мастерской, раздаст необработанные куски металла, расскажет – сделай так да вот этак, и довольно: вещь точится, сверлится, полируется. Примеришь – все в меру, как быть и должно. Толпы новичков смело шли на работу единственно в убеждении, что незнание можно заменить сметливостью. Через два или три дня по открытии работ (на Путиловском заводе – здесь и далее прим. делового журнала Chief Time) уже тысяча мастеровых под руководством десятка учителей начали исполнять дело.

Я был тогда (в 1854 году, когда вражеская эскадра вошла в Финский залив) сильно озадачен. Великий князь, курировавший имперский флот, повелел мне в кратчайший срок построить флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта и столицы. Денег в казне не было, и князь лично отдал мне своих двести тысяч рублей. Отказаться я не мог, да честно говоря, и не хотел. Ведь знание и понимание, как лучше организовать дело, у меня были. Но и опасения, что не сдюжу, тоже были. Но я понимал, что обратного пути нет: или пан, или пропал.

putilov_plant2.jpg

Зима 1867-го была лютой, такой и не припомню. На Николаевской железной дороге, соединявшей столицу с Москвой, начали лопаться рельсы. И это рельсы, привезенные из Европы. Сообщение было парализовано. А ведь без создания разветвленной железнодорожной сети у России нет будущего. Ну ладно европейская часть империи. А богатейшая запасами различного рода Сибирь, где зима по девять месяцев в году? Самим надо делать все, самим! Для себя.

Дайте мне мало-мальский железоделательный завод в долг, и я завалю Россию рельсами, буду делать их из русских материалов. И, конечно, русская рабочая сила. Обещаю: будет дешево, быстро и надежно.

Никогда раньше (до осени 1880 года, когда правительство остановило финансирование строительства Морского порта Санкт-Петербурга) я не чувствовал себя таким одиноким. Несколько дней не оставлял кабинета, пытаясь найти выход из тупика: Как быть дальше? Многие заказы аннулированы. Прошения о новых займах остались без ответа. Долги растут как снежный ком, а личного банковского счета практически не существует, не говоря уже о том, что все взятые кредиты потрачены. Что дальше? Продолжать дело или преклонить колено и сдаться? Никогда. 

669bcfc88734.jpg

Я патриот! Эти побуждения двигали всеми моими проектами: и когда речь шла о том, чтобы избавить наш военно-промышленный комплекс от зависимости Круппа (Альфред Крупп, крупный немецкий промышленник середины XIX века), и когда я включился в железнодорожное строительство. Болея за дело, которое государство не финансировало, но которое я считал для него необходимым, я вкладывал в него собственные средства. 

Из воспоминаний Николая Путилова
Подготовила Юлия Соборницкая
Фото из архивов музея Обуховского завода и музея Кировского завода 

Читайте также:

Основатель The Impossible Project, единственного производителя пленки для моментальных фотографий, Флориан Капс: «Я бежал в противоположном направлении»

Основатель и глава виртуального института прикладных коммуникаций в Вашингтоне, Марти Дэвис: «Предлагайте идеи более смелые, чем высказал ваш руководитель»

Кредитная история - История о том, как создание небольшого пластмассового прямоугольника перевернуло мир...


Livejournal
(Голосов: 8, Рейтинг: 3.96)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений







Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Наша история о себе, о том, как мы создавали компанию в рубрике «Гость номера» оказала заметное влияние на доверие к компании в целом. Партнеры и соискатели узнали о нас больше, многие заочно познакомились с нами благодаря подписке на журнал. Интервью понравилось и нашим клиентам – отношения стали более доверительными...

Александр Гарашкин, генеральный директор компании «Фонд Квартир»