бизнес журнал

Отдавайте

Отдавайте

Деньги могут дать вам ощущение счастья – нужно лишь правильно их потратить, считает профессор Гарвардской бизнес-школы Майкл Нортон.


Авторы книг по саморазвитию уже не раз высказывали мысль о том, что «не в деньгах счастье», но лишь Нортон смог доказать ее научно. «Обычно эта фраза означает, что вы тратите их неправильно. Большую часть своего времени мы тратим на “гонку” – пытаемся либо заработать, либо преумножить то, что имеем: если только мы получим прибавку к зарплате, купим второй дом, третью машину или планшет с 3G, все будет лучше, и мы будем счастливы. По правде говоря, люди решительно переоценивают влияние изменений дохода на улучшение существования».

Нортон, занимавшийся изучением этого вопроса в течение многих лет, готов привести живой пример. В одном из его исследований 315 американцев с разным уровнем заработка должны были оценить уровень их счастья по 100-балльной шкале – и предсказать, насколько они будут счастливее, если у них будет 10 возможностей дополнительного дохода, от 5 тысяч долларов до 1 миллиона. Те, кто зарабатывал 25 тысяч долларов, были уверены, что станут в два раза более счастливыми, если их зарплата будет составлять 55 тысяч долларов. Но когда Нортон с коллегами замерили реальный уровень «счастья» двух подопытных групп, изменения среди более обеспеченных участников составили всего 7%. Помимо этого, исследования показали, что как только люди начинали зарабатывать как «средний американец» (около 60 тысяч долларов), радость от получения дополнительных доходов была чрезвычайно мала.

Другой безжалостный пример – лотереи. «CNN недавно провела исследование, что происходит впоследствии с людьми, выигравшими в лотерею, – иллюстрирует Майкл. – Люди считают, что если они выиграют большую сумму денег, их жизнь преобразится. В исследовании говорилось, что на самом деле их жизни рушатся: прежде всего, люди тратят все деньги и влезают в долги. Второе – все их друзья и люди, которых они когда-либо встречали, начинают клянчить у них деньги – отчего рушатся их социальные отношения. У них остается больше долгов и меньше друзей. Люди становятся антисоциальными и эгоистичными, начиная заботиться только о себе».

Большее количество средств ведет к обладанию большим количеством материальных благ, но не к накоплению того, что улучшает отношения между людьми


Философия Нортона – идти в обратную сторону: вместо того чтобы прятаться за деньгами от общества, можно использовать их на его пользу. «Есть один универсальный совет всем, кто, хочет получить удовольствие от траты огромных сумм денег: раздавать их. Большее количество средств ведет к обладанию большим количеством материальных благ, но не к накоплению того, что улучшает отношения между людьми. Подумайте о богатом человеке, покупающем три дома с 15 гостевыми спальнями – и при этом обнаруживающем, что у него нет друзей или семьи, кого можно там разместить. Даже шопинг, основной метод социального взаимодействия между американцами на протяжении многих лет, теперь не требует никакого социального контакта. Вы можете наполнить ваш дом с 16 спальнями разными товарами, даже не покидая помещения. Все, что вам нужно, – модем и персональный компьютер».

Чтобы протестировать эту идею, Нортон пошел на радикальные меры – вручая абсолютно незнакомым людям на улице конверты с деньгами (5 или 20 долларов), он просил потратить эти суммы к 5 вечера того же дня. Половине из набравшейся группы было сказано потратить деньги на себя, в то время как вторая половина должна была потратить их на других. К вечеру одни купили себе кофе и еду, в то время как другие – подарки своим родным или раздали пожертвования бездомным. Результат? «Те, кто потратил эти деньги на других, чувствовали себя гораздо счастливее тех, кто потратил их обычным образом – на себя (на последних это просто никак не повлияло). Разницы между теми, кто потратил 5 или 20 долларов, не было – что означает: дело не в сумме, а в том, как ты ее тратишь, именно это поднимало душевный настрой. Когда мы попросили людей определить, что могло бы сделать их счастливее, большинство предположило, что траты на себя осчастливили бы их больше, нежели “отдача” другим. Таким образом, люди переоценивают радость от новой покупки и недооценивают приятную выгоду на “социальные траты”».

Из благополучных стран Нортон с коллегами перенесли эксперимент в Уганду, где получили аналогичные результаты, а после решили выяснить, работает ли этот принцип на работе – когда участники эксперимента взаимодействуют не с друзьями или знакомыми. «Мы обратились к группе торговых представителей в Бельгии, которые обходят врачей и предлагают им медикаменты, – и могли наблюдать, насколько хорошо шли продажи, когда работа выполняется командой. Одним выдали 15 евро с просьбой потратить их на себя, другим – на то, чтобы купить подарок коллеге. “Альтруистичная” группа скинулась и купила пиньяту со сладостями внутри. Они разбили ее вместе – сделав это как единый коллектив, что отразилось на продажах; те, кто просто положил 15 евро себе в карман, продали меньше».

Нортон призывает нас перестать думать, что бы еще приобрести, и поразмыслить о том, чем мы можем поделиться с другими людьми. «Безусловно, деньги упрощают некоторые вещи в жизни, но при этом многие аспекты остаются раздражающе прежними. Вы зарабатываете больше, но по-прежнему считаетесь с теми же законами, родными, пробками или “подвисанием” вашего компьютера. Так должны ли вы продолжать пытаться зарабатывать больше? Обязательно. Если только не будете забывать потратить часть этих денег на других».

Текст: Александр Мурашев
Материал был опубликован в федеральном издании Chief Time за август 2012 года.




Livejournal
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений







Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Важной отличительной чертой Chief Time является подход редакции к материалам: они уделяют особое внимание персонам с интересными и нестандартными идеями в работе и своей жизни в целом...

Филипп Кальтенбах, генеральный директор ООО «Индезит РУС»