бизнес журнал

Постройте меритократию

Постройте меритократию

Директор американского Центра семейного бизнеса Айра Брик учит, как правильно организовать семейное дело, чтобы не пришлось краснеть за своих родственников.

Центр семейного бизнеса при Массачусетском университете существует с 1994 года. «Мы проводим образовательные форумы, организовываем конфиденциальные «круглые столы» для членов семейных компаний и консультируем фирмы, которые управляются супругами, братьями, сестрами, кузенами, детьми и родителями... Чаще всего рассматриваем легкие конфликтные проблемы. Разные взгляды на стиль руководства, на соотношение риска в введении дел, – делится Айра. – Как компания должна измениться при переходе по наследству от родителей к детям? От чего зависит успех: от генетики и семейных традиций или личных качеств и заслуг? Правильно и вовремя ли старшее поколение уходит на пенсию, передавая компанию своим детям?» Список бесконечен.

Иногда приходится разбираться в крайне тяжелых случаях. Вот, например, в моей практике есть одно дело. В общих словах можно сказать так: какие отношения важнее для женщины, если для одного она – дочь, а для другого – жена? Семейный бизнес. Компанией управляют пожилая пара, их дочь и муж дочери. Мужу не нравилось поведение тестя по отношению к жене, а тестю не нравилось, как зять относится к дочке. Типичный семейный конфликт – никто не видел своих собственных недостатков. Мы много работали над тем, чтобы разрешить этот спор и чтобы рабочие отношения были наполнены профессионализмом, а не семейными драмами. А в итоге разрешили проблемы зятя и тестя не только в рабочей атмосфере, но и вне бизнес-среды.

Подобные неразрешенные проблемы могут привести к краху компании. Так, например, дети унаследовали от родителей семейный бизнес. Их пугала конкуренция, они боялись обидеть друг друга, поэтому все заняли высшие равнозначные посты и назначили одинаково завышенные зарплаты. Ни способности, ни реальная расположенность к менеджменту в расчет не брались. В итоге компанию поглотил конкурент, который в грубой форме «разорвал» семейные узы.

Когда разбираюсь в чужих проблемах, я всегда понимаю, о чем говорю. У моей семьи было несколько своих компаний. Я видел все хорошее, плохое и даже уродливое в семейном бизнесе с раннего детства. Более того, в девять лет я уже был вовлечен в работу нашего магазина детской одежды, а позже стал партнером своих же родителей. Сейчас я президент нашей семейной компании – вот уже на протяжении 17 лет. Нашей фирме, кстати, без малого 90 лет. Так что о семейном бизнесе я знаю далеко не из книжек...

Семейный бизнес имеет все те же проблемы, что и традиционный. Но на вершине всего этого стоит проблема правильных взаимоотношений с сотрудниками-родственниками. Вы должны четко понимать границы себя в разных категориях: владелец бизнеса – управляющий – член семьи. И надо уметь полностью переключаться между ними в нужный момент. Тогда вам не составит труда сказать на собрании что-нибудь вроде: «Как владелец, я считаю так...». С другой стороны, членам семьи нужно постоянно демонстрировать сотрудникам со стороны, что их талант и способности оцениваются на равных и объективных условиях.

Кумовство – прямой путь к банкротству компании.

Кумовство – это прямой путь к банкротству компании. Владелец обязательно должен объявить политику найма лучших, а не родственных сотрудников, оценивая и тех и других по способностям. Конечно, если претенденты равны, стоит, наверное, сделать выбор в пользу родственника. Если же из двух людей более полезным окажется работник со стороны, в таком случае не стоит бояться, что отказ оскорбит семью. Заранее постройте меритократию, «власть достойных», – тогда в таких ситуациях не придется краснеть.

Например, американская компания SC Johnson гордится семейными корнями. Это подчеркивается даже в слогане – А family company. Но при этом ключевые посты менеджмента занимают профессионалы со стороны. Антипримеров, в которых семейные отношения привели к краху, множество. Одной компанией управляли родители и два брата. Родители были во главе – они и назначили своих детей на разные важные должности. Но зарплата одного брата оказалась ниже, чем у другого. И тогда он решил ради справедливости «сравнять» свой заработок, просто воруя деньги из кассы. Компания разорилась. И никто до последнего момента не понимал, в чем же дело.

Около 85% всех компаний можно назвать семейными. Этот бизнес не имеет своей отрасли – его отголоски присутствуют даже в правительствах многих стран. В отдельных сферах могут вноситься некоторые «правила игры»: так, в США компании алкогольной сферы проводят что-то вроде оценки того, насколько следующее поколение готово и хочет принять бразды правления. И это, кстати, очень неплохая идея. Важно понимать, насколько сфера наследуемого бизнеса интересует и влечет преемника. Например, похоронный бизнес или строительный требуют особого таланта и способностей – членам семьи стоит брать это в расчет, передавая компанию наследнику, который тяготеет к театру...

Интервью: Дмитрий Носиков
Фото: архив Айрона Брика
Материал был опубликован в федеральном издании Chief Time за апрель 2012 года.




Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений







Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Я восхищаюсь редакцией «Chief Time», это настоящие профессионалы: во всём им хочется дойти до сути, ни одна малейшая деталь не остаётся без должного внимания. Они чувствуют своего собеседника, максимально точно улавливают всю информацию, а потом творят великолепный продукт на языке, понятном читателям...

Рамник Кохли (Ramnik Singh Kohli), глава Micromax Informatics в России и СНГ