бизнес журнал

5 образцов русского творчества, ставших достоянием мировой культуры

5 образцов русского творчества, ставших достоянием мировой культуры

Производственное искусство 

Молодое советское государство рождает новое направление в искусстве – конструктивизм. Живопись, дизайн и архитектура отказываются от пост-имперской роскоши и предъявляют свои образцы стиля – утилитарные и «сознательно гармоничные» бытовые вещи, экспрессивно-наглядные плакаты, здания, построенные для конкретных нужд. 

Искусство ради искусства осталось в прошлом. Теперь искусство служит производству, правда, недолго – в 30-х гг. все новаторское признается прозападным и запрещается. На память о конструктивизме остаются Дворцы труда, дома-коммуны, рабочие клубы, фабрики-кухни. В наши дни конструктивизм живет в дизайне: необычные ракурсы объектов, искажения объемов, ритмичная композиция, ограниченная цветовая гамма. И конечно, главный признак стиля – характерный шрифт, который придумал советский художник, график Александр Родченко. 

20100221_rodchenko_mother.jpg

Век туманов и духов 

В «Поэме без героя» Анна Ахматова описала «серебряный век», над которым стынет такой же серебряный месяц. Удачное выражение мгновенно стало нарицательным. Серебряным веком во всем мире называют 1900–1920-е гг. в России, то есть период в русской культуре, подаривший нам Александра Блока, Николая Гумилева, Анну Ахматову, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Зинаиду Гиппиус и многих других. Термин «Серебряный век» употребляется только применительно к русской культуре, то есть прочно ассоциирован с Россией. В нашей стране под Серебряным веком понимают скорее не временной отрезок, а сумму литературных течений. И для нас это не столько термин, сколько эмоциональная ассоциация с другим «веком» – Золотым.  

yndlujomok aqzerw-98.jpg

От непонимания к потребности

Икона пришла на Русь из пышной, богатой Византии. Но почти сразу обрела другой облик – суровый и скорбный, под стать делам и нравам нашего северного и тогда раздробленного государства. Однако именно здесь на русской почве икона расцвела и прочно закрепилась, став частью культурного достояния. Образ иконы на Западе ассоциирован с Россией, больше, чем с какой-либо другой страной. Но вплоть до середины XIX века европейское общество выражало пренебрежение к русским иконам. Европа была воспитана в других церковных и культурных традициях. Только с приходом новых форм искусства, с возрастающим вниманием к Востоку пришло новое понимание религиозной атрибутики России. Икона превратилась в ценный объект для коллекционера, в чрезвычайно богатый источник для исследователя и в ходовой символ России для режиссеров мирового кино и театра. 

swarovski-icon.jpg

Объединяем и просвещаем

С 1924 по 1938 гг. в России выходят книги с учением Николая и Елены Рерихов. Оно легло в основу рериховского движения, ставшего впоследствии международным. Сначала в движение входили лишь немногочисленные почитатели творчества Рерихов, но уже во второй половине века к нему присоединилась советская интеллигенция, молодежь и рабочие. К концу 90-х в рериховское движение входило уже свыше 5000 организаций.

Начиная с 1920-х в США, Латвии, Франции и Болгарии создаются рериховские общества. К середине века их насчитывается уже около сотни. Сегодня рериховские организации работают в странах Европы, Америки, Азии, в Австралии и почти во всех бывших братских республиках. Движение начинало как религиозно-мистическое, но в наши дни оно позиционируется как общественно-гуманитарное, культурологическое и оздоровительное.

5-Елена-и-Николай-Рерих-copy.jpg

Греют тело и душу

Телогрейки – зимние стеганые ватные куртки на пуговицах – появились впервые в 1931 году, поступив в качестве обмундирования в Красную армию. В мирное время, несмотря на неказистый внешний вид, телогрейки увлеченно носили все слои советского населения. 

260px-Kovpak_partisanki.jpg

В начале 1960-х гг. Вячеслав Зайцев создает коллекцию ярких цветных телогреек, сшитых из павлопосадских платков. На родине творения модельера «зарубили», назвав странными и несуразными. Однако французский журнал «Пари Матч» опубликовал снимки ватников и сделал популярным не только советского дизайнера, но и советскую одежду – телогрейку. Некоторые западные кутюрье в дальнейшем использовали образ телогрейки в своих показах. И в наши дни почти в каждой зимней коллекции одежды масс-маркет брендов присутствуют стеганые телогрейки без рукавов. Так советский рабочий фасон стал полноправным мировым модным трендом. 

Материал подготовила: Светлана Морозова
Материал опубликован в журнале Chief Tine#32, декабрь 2013 - январь 2014 года


Livejournal
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Сотрудничество с редакцией Chief Time — одно удовольствие. Это всегда интересное человеческое общение с восхитительным результатом.

Олег Никифоров,  генеральный директор и совладелец Richness Realty