бизнес журнал

Андрей Сарамуд: «За честный бой»

Андрей Сарамуд: «За честный бой»

Председатель совета директоров ГК «Амира» рассказал нашим читателям, почему для работы с репутацией бренда нужен специальный отдел, за что можно уволить собственного сына и зачем лидеру команда из тех, кто умнее.


Каковы признаки хорошей репутации компании на рынке?

Рассказывать о формальных и всем известных признаках не буду. Остановлюсь на том, что сам считаю важным. Первое – это наличие выполненных государственных заказов. Выиграть госзаказ непросто, ты должен чем-то обладать, чем-то убедить и уметь отработать. Все по правилу: покажи, где работает твой метод, твой продукт, твоя услуга. И в ситуации с гособъектом – это наивысшая степень ответственности. Поэтому любой партнер, зная, что в твоем багаже есть серьезные государственные объекты, понимает, что с тобой можно иметь дело.

Второе – наличие у компании счета в «Сбербанке». Для меня это говорит о надежности предприятия, поскольку «Сбербанк» очень заформализован, он бьется за минимизацию рисков, вводя требования по собственникам, директорам, документам и вычищая из клиентов ненадежных, нечистоплотных людей.


Андрей Сарамуд, председатель совета директоров группы компаний ЗАО СП «Амира». Родился и вырос в селе Днепровка Брянской области. После службы в Советской Армии окончил Санкт-Петербургский физико-механический колледж им. С. А. Зверева, начал свой трудовой путь в объединении ЛОМО. Второе образование получил в Северо-Западной академии государственной службы при Президенте РФ. Осуществил ряд социальных проектов в сфере молодежной политики, работая в должности начальника административного отдела в ЗАО «Молодежная биржа труда», более трех лет работал офицером безопасности ФК «Зенит», затем – директором по развитию предприятия ЗАО «Союз-Энерго». Женат, имеет троих детей, занимается восточными единоборствами.


Третье – участие в честных испытаниях. Что греха таить – многие изгаляются, чтобы любым способом продать свой товар. Могут вывести на рынок продукт с завышенными в документах характеристиками. В нашем славном городе не один конкурс был так выигран: ведь комиссия рассматривает документацию, и тендер выигрывают документы. Если вы уверены в своих силах и качестве, настаивайте на натурных испытаниях и подтверждении заявленной репутации. Мы все в равных условиях. И если иностранные компании пытаются доказать, что они лучше, именно своим брендом, то почему бы не вызвать соперника на честный бой? Кстати, честное соревнование было единственным методом борьбы с конкурентами до введения санкций и ограничений по импорту.

Репутация не нарабатывается одним днем, одним заказом. Расскажите об опыте своей компании.

Приведу случай из практики. Однажды заказчик запросил у нас оборудование. Он строил объект, который, как выяснилось, находился в условиях Крайнего Севера. Соответственно, это очень серьезные климатические нагрузки, поэтому все изделия должны производиться не из обычной стали, а из «тройки» – стали более хладостойкой. Но подрядчик не раскрывал объект, только просил лучшую цену: «Мне нужны опоры «десятки», светильники такие-то, фундаменты такие-то». Мы осуществили поставку, а потом выяснилось, что опоры будут стоять за Полярным кругом, где температура бывает –500. Сталь из наших поставок такие температуры не держит, она становится хрупкой, и при определенной ветровой нагрузке эти опоры падают. В итоге мы получили немало претензий, ведь на каждой опоре стоял наш логотип, и никто не разбирался, что делала заказ и выполняла работы другая компания.

Как вы решили проблему?

Отправили специалистов и произвели в авральном режиме замену оборудования. При этом мы дорожим заказчиком и сохранили с ним отношения: частично замену произвели за свой счет. Ведь наше отношение к клиенту определяет, будет он с нами работать в дальнейшем или нет. И какие отзывы он будет оставлять, какие рекомендации давать. Ведь в нашей отрасли речь идет о масштабных проектах, которые зачастую имеют жизненно важное значение для города и региона. Нужно в разумных пределах искать компромиссы и идти навстречу клиентам. Потом это, как правило, возвращается сторицей. На рынке должны понимать, что с тобой можно иметь дело, потому что ты стабилен, постоянен, обладаешь возможностями, мощностями, и в случае форс-мажора ты сотрудничаешь, а не умываешь руки.

Кроме того, мы сделали выводы из случившегося. Стали предельно строго относиться к изучению условий, в которых будет работать заказанное оборудование.

Как еще можно управлять своими репутационными рисками, кроме как через негативный опыт?

У каждого уровня денег свой уровень проблем. Первое: я убежден, что работа внутри компании должна быть жесткой. Стимулирование, перестановка кадров, смена определенных событий – поддерживайте корпоративный баланс. Сотрудники будут четко понимать, что предприятие «в тонусе», и с клиентом это будут также отрабатывать.

«АНДРЕЙ, ЕСЛИ МЫ НАЗНАЧИМ ТЕБЯ ДИРЕКТОРОМ – ТЫ ГОТОВ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАВТРА УВОЛИТЬ СВОЕГО ДРУГА?» В 25 ЛЕТ Я БЫЛ НЕ ГОТОВ

Второе: при необходимости создайте в компании отдел по работе с претензиями и ошибками. Пять лет назад из-за сильного порыва ветра в Высоцке упала опора на железнодорожные пути. Опора была нашего производства. И вышел приказ по РЖД – нашу продукцию нигде больше не применять. Мы начали разбираться и выяснили: причина падения – в ненадежном фундаменте. А его мы не изготавливали и не поставляли. Железная дорога изменила к нам отношение, но для нас это был удар. Кстати, сегодня есть ряд производителей, в том числе на Урале, которые продолжают торговать «нашими» изделиями, незаконно используя бренд. Страна огромная, объект где-нибудь в Новокузнецке, за пять тысяч верст, никто там не влезает в нюансы. И мы можем даже не узнать, что кто-то воспользовался нашим именем, пока не случится беда. Подобные проблемы, которые нам адресуются, разбирает специальный отдел по работе с претензиями. Его появление в структуре компании сильно облегчило нам путь. Другое дело, что суды с «псевдо-нами» не всегда приносят желаемый эффект. Бывает, спросить некого – фирма-однодневка. Или уставной капитал – 10 тысяч. Они тебе ущерб на миллионы нанесли – а что ты можешь им предъявить? Но отслеживать и пресекать незаконное использование бренда все равно надо.

Были ли случаи, когда компания сама была виновата в каких-то ошибках?

Да, конечно, и такое было. Решали просто: устраняли ошибку за свой счет. А если гнаться за деньгами, то получишь обратный эффект.

Как лидер влияет на репутацию бизнеса?

В этой компании я не являюсь собственником, и поскольку мне доверили управление, моя стратегия строилась очень просто: я формировал команду из людей, которые как минимум равны со мной по знаниям и возможностям, а лучше, если они умнее меня. Только такая команда способна решать на рынке любые вопросы, любые задачи.


Группа компаний «АМИРА» основана в 1991 году, является одним из ведущих производителей России и СНГ оборудования для наружного освещения и отдельно стоящих молниеотводов на базе высокомачтовых стальных опор. Производственные площади (11 000 м2), склады (30 000 м2), офисные помещения (3000 м2) являются собственностью ГК. Производственные мощности ГК «АМИРА»: ООО «АмираСтальКонструкция», завод по производству стальных граненых опор высотой от 3 до 50 метров, производительность – до 30 000 опор в год; ООО «АмираСветотехника», завод по производству светильников и прожекторов, производительность – до 100 000 шт. в год; ООО «АмираЭнергоМонтаж», завод по производству трубчатых опор, металлических фундаментов, кронштейнов и прочих сопутствующих металлоконструкций; ООО «Петросвет», компания, специализирующаяся на проектировании и монтаже систем наружного освещения.


Команда сильных, умных и способных хочет себя реализовать. А реализовать себя можно только в работе на репутацию, потому что при всей масштабности нашей страны люди часто пересекаются, многие друг друга знают. Если «натворил» в одном месте – в другом тебе аукнется. Собирай команду звезд, и пусть каждый ее участник головой и репутацией отвечает за свой кусок работы. А твоя задача как руководителя – давать команде все время эволюционировать. Тогда у них есть и подпитка, и желание двигаться вперед.

Вам приходится принимать непопулярные решения?

Это одна из глобальных проблем руководителя. Когда мне было 25, я уже претендовал на роль директора. А мой наставник лет пятидесяти задал вопрос: «Андрей, если мы назначим тебя директором – ты готов при необходимости завтра уволить своего друга?» Я был не готов. Вот вам непопулярные решения. Рынок определяет выживание. Лидер должен быть бескомпромиссен к людям, с которыми работает. Как только ты делаешь кому-то одному поблажку – это автоматически влечет за собой проблемы с другими сотрудниками: ему можно, а мне почему нельзя? Важно это правило донести и объяснить, что позиция вызвана не тем, что ты сухарь или эгоист, а тем, что ответственность, дисциплина и репутация – это понятия одной категории. Это жесткие, но необходимые условия успеха.

В 25 вы не могли уволить друга...

Уже после получения директорской должности я свои ошибки и заблуждения начал исправлять.

Вам пришлось ответ на этот вопрос реализовать в жизни?

Да, я уволил собственного сына.

Ой!

Потому что парень решил, что он начнет с низов и будет дальше двигаться. Но поскольку внутренней самодисциплины недостаточно, он начал регулярно опаздывать на работу. Через месяц мне пришлось его уволить. Потому что, еще раз говорю, вопрос не в том, добрый ты или не добрый. Жизнь определяет эти правила. Если ты им следуешь – у тебя все в порядке, если не следуешь – ты имеешь проблемы.

А вы сыну давали шанс? Да, он допустил свою первую репутационную ошибку, но ведь он имеет право на исправление.

У нас до этого были беседы, я пытался ему объяснить, что работа – это ответственно. Но мне кажется, он решил, что я просто как отец журю и наставляю. Да и среда, которая окружает современных детей, вносит определенные коррективы: они по-прежнему считают, что деньги берутся из тумбочки. К сожалению, у нас пока еще этап фантазий. Сын должен этим просто переболеть.

Из чего складывается репутация бизнес-лидера?

Родители воспитали меня честным человеком. И думаю, в частном бизнесе – это самое главное качество менеджера. Когда собственник не управляет бизнесом, то наемный топ-менеджер должен быть честным человеком. Это не только финансового аспекта касается, но управления в целом: если что-то не знаешь, не умеешь, но должен решить проблему, – спроси, не замалчивай. Иначе ты обманешь себя или собственника.

Лидер должен уметь доводить дело до конца. Давать результат. Потому что всех интересует результат. Кроме того, у любого руководителя должно быть много энергии. Как ты приходишь, как работаешь, с каким настроением, с каким намерением, с какими идеями – это все передается коллективу. Лидер должен обладать большим потенциалом энергии, чтобы люди заряжались от него.

Вы такой лидер?

Думаю, да. За глаза меня называют локомотивом.

РЕЗЮМЕ

  • Помните о трех признаках хорошей репутации компании: выполненные госзаказы, наличие счета в «Сбербанке» и готовность к открытым соревнованиям с конкурентами

  • Если вы уверены в своих силах и качестве, настаивайте на натурных испытаниях и подтверждении заявленной репутации

  • Предельно строго относитесь к изучению условий в работе с заказчиками

  • Даже в случае форс-мажора продолжайте сотрудничать, берите часть рисков на себя

  • Свои ошибки исправляйте за свой счет

  • Сотрудники должны понимать, что предприятие «в тонусе», и транслировать это клиенту

  • При необходимости создайте в компании отдел по работе с претензиями и ошибками

Интервью: Светлана Морозова
Фото: Юрий Цой

Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #4-5, октябрь-ноябрь 2015


Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Спасибо команде Chief Time за полезную  деловую информацию, за возможность иметь представление о том, что происходит в деловой среде нашего города, о людях, которые  создают эту среду. 

Эльчин Алескеров, генеральный директор стоматологической клиники Dental House