бизнес журнал

Антропология для бизнеса. Часть 1

Антропология для бизнеса. Часть 1

Или вступительная колонка исследователя Марины Хаккарайнен, разъясняющая прикладной смысл антропологических изысканий и в частности намекающая на взаимосвязь между повседневными буддистскими практиками и продажами гаджетов.

Из пункта А в пункт Б

Первыми клиентами антропологов были колониальные власти – до сих пор по этому поводу в адрес этой дисциплины произносятся страстные обвинения. Один из самых знаменитых заказчиков – Пентагон: в результате на свет появился антропологический бестселлер Рут Бенедикт «Хризантема и меч», книга о японском характере и японской культуре. Первым антропологом, ушедшим в бизнес-консультанты, говорят, был доктор Стив Барнетт, а первой компанией, пригласившей такого рода специалистов в штат, – корпорация Xerox.

Два последних события случились практически одновременно, в конце 1970-х, и проложили маршрут от антропологии к бизнесу и обратно. После этого Xerox взяла на работу целую группу антропологов и социологов, которые умели проводить этнографические исследования. Это была их инновация в организации разработок инноваций. Чуть позже General Motors, Hewlett Packard, Kodak, Motorola, Sun Microsystems, а затем интернет-консультанты Sient, Viant, Razorfish сформировали свои антропологические команды. Создал свой антропологический отдел и Intel.

IT-шники первыми ощутили необходимость сотрудничества с антропологами. Если в других отраслях коммуникации между людьми регулировались законом, традицией, привычкой, инструкцией или здравым смыслом (его власть, кстати, довольно часто приводит к несогласованным действиям или конфликтам), в компьютерном производстве все было иначе.

Именно перед компьютерщиками встали нетривиальные проблемы коммуникации человека и машины. Обычного человека и сложной машины. Переход от профессионального управления механизмами к повседневному общению с ними рядовых пользователей требовал «очеловечивания» этих процессов, выстраивания заново пространств, в которых субъекты этих отношений чувствовали бы себя комфортно. Тогда и понадобилось знание антропологов о людях.

Использование антропологии и этнографии теперь является нормой и обязательным этапом компьютерных разработок. Но не только. Сегодня, например, в Америке и за ее пределами штатных антропологов нанимают больницы, государственные структуры, некоммерческие организации. За консультациями к ним обращаются суды, миграционные власти, законодательные органы и, конечно, предприятия – от IBM и Google до NASA и Sandia. Антропология стала мэйнстримом социальных исследований в бизнесе.

Что привлекает бизнес в этой науке? Антропологи идут «в поле» и получают информацию из первых рук, проводя наблюдения и интервью прямо на месте действия. Например, доктор Белл провела двухгодичное полевое исследование в шести странах Азии, чтобы выяснить отношение их жителей к высоким технологиям. Она решила опровергнуть мнение о том, что от страны к стране это отношение не меняется.

Как может повлиять на работу Intel в Южном Китае информация о принятом в обиходе благословлении мобильных телефонов буддистскими монахами?

Хотя пока еще непонятно, как может повлиять на построение долгосрочной стратегии Intel в Южном Китае информация о принятом в обиходе благословлении мобильных телефонов буддистскими монахами, но уже совершенно очевидно, что жители небольших деревень с плохим электроснабжением не будут покупать большие компьютеры с энергоемкими чипами.

Антропологи умеют выявить скрытые от невооруженного взгляда механизмы человеческого взаимодействия, такие как способы обмена или ритуалы. Эксперты в области культурных различий и межкультурной коммуникации, они прекрасно знают, что если Intel строит совершенно одинаковые производственные комплексы для унификации технологических процессов, скорее всего, в силу культурных различий в Малайзии и Коста-Рике они будут использоваться по-разному и – что важно – приводить к разным производственным результатам.

Антропологи находят нечто необычное в само собой разумеющихся вещах. Скажем, что может быть удивительного в офисном использовании бумаги? Бринда Далал, антрополог из исследовательского центра Palo Alto Research Center (PARC), выяснила, что средний работник американской компании печатает в месяц 1200 страниц, из которых 44,5% используется в тот же день и тут же отправляется в мусорную корзину. Оказалось, что большинство офисов используют бумагу как средство материализации текста для удобства чтения, но не как средство хранения или переноса информации. В результате компанией Xerox был разработан новый тип чернил, исчезающих через 24 часа, благодаря которым бумагу можно заново использовать до ста раз. Эта разработка была сделана в рамках борьбы за экологичность производственных процессов.

Вы спросите, мог бы прижиться этот продукт в России, где бумага потребляется по-другому, а отношение к экологическим проблемам не столь трепетно, как в США? А это уже объект для хорошего антропологического исследования.



Текст: Марина Хаккарайнен, кандидат исторических наук (специальность «этнография, этнология, антропология»), исследователь. Работала в различных российских и международных проектах, в том числе Университета Хельсинки, Университета Аляски (Фэрбенкс, США), преподавала экономическую антропологию в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Член Американской антропологической ассоциации и Европейской ассоциации социальных антропологов. Эксперт фонда «Контекст».



Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Сотрудничество с редакцией Chief Time — одно удовольствие. Это всегда интересное человеческое общение с восхитительным результатом.

Олег Никифоров,  генеральный директор и совладелец Richness Realty