бизнес журнал

Антропология для бизнеса. Часть 2

Антропология для бизнеса. Часть 2

Исследователь Марина Хаккарайнен продолжает знакомить нас с антропологическими изысканиями и их прикладным значением в бизнесе. На этот раз речь пойдет о прогнозировании будущего.

Орел или решка?

Случалось ли вам, умирая от усталости и тщетности попыток принять решение, подкидывать монетку, чтобы заставить себя действовать дальше?

Так произошло с моей московской знакомой, когда она подрабатывала уличным продавцом книг в 1997-м, накануне 850-летия столицы. В тот день ее несколько раз вместе со всем товаром забирали в отделение милиции, тут же отпускали, а потом забирали снова. К обеду стало понятно, что этому не будет конца и продолжать торговлю бессмысленно. «Подкину монетку. Если она зависнет в воздухе, пойду работать дальше», – сказала она сама себе, стоя в помещении книжного склада, и засмеялась. Расчет на окончание работы был верным – в нашем мире предметы в воздухе не зависают.

Но эта монетка зависла. Она прошла сквозь окружавшую хранилище со всех сторон крупную металлическую сетку и уверенно легла на перекрестие прутьев. И за оставшееся рабочее время на точке была собрана миллионная выручка.

Антропологи давно наблюдают способы прогнозирования будущего в разных обществах. Подкинутая монетка – простейший из них, он позволяет сформулировать и озвучить беспокоящий вопрос, отодвинуть на задний план сомнения и принять решение, направленное на достижение позитивного результата. Наконец, сообщает нужный драйв, ту особую степень свободы и веры в успех, которые будто даются свыше.

Функции прогнозирования, будь то гадания или строгие вычисления, во всех обществах приблизительно одинаковые – это структурирование своих дальнейших действий по определенному образцу и их легитимация. Разница лишь в точках опоры – готовы вы обратиться к потусторонним силам или же верите только в человеческий опыт.

Вычисления апеллируют к накопленному знанию, повседневному и профессиональному, к возможности его рационального использования. Техники гадания дают возможность отключить рациональность и обратиться к чему-то, скрытому от человеческого разума. После того как Зигмунд Фрейд показал глубину внутреннего мира человека, ни ворожба, ни толкование сновидений уже кажутся не суеверием, но техниками познания своих скрытых желаний и возможностей.

В Америке стал популярным метод «рынка прогнозов», который основывается на «коллективном разуме»

Какое отношение все это имеет к бизнесу? Предсказания по поводу основных сфер человеческой деятельности будут всегда в цене – люди хотят знать, смогут ли они найти счастье в любви, не подведет ли здоровье, будет ли удачным дело. Именно эти три вопроса чаще всего задавали предсказателям будущего, когда несколько лет назад мы с коллегой из Великобритании исследовали петербургский рынок предсказательских услуг (к слову, рациональный и деловой Петербург 2000-х потреблял гораздо больше прогностики, нежели деревня позапрошлого века, где основные практики гадания были «привязаны» к календарю).

По понятным причинам прогнозы в бизнесе особенно ценятся: неплохо знать заранее, во что инвестировать крупные суммы или какой товар не осядет мертвым грузом на складах. Казалось бы, коммерция предполагает экономическую рациональность. Но нередко в кабинетах крупных предпринимателей рядом с аналитическими отчетами можно обнаружить «оракулов» всех мастей – от специализированных журналов и тематических приложений для гаджетов до хрустальных шаров. Они упрощают сложный путь принятия решений – помогают оценить реальную ситуацию, наметить путь к достижению успеха.

Все это, конечно, в некотором смысле игра. Совмещение рационального мышления с интуицией, расчета с игровыми практиками сегодня встречается все чаще. Так, в Америке стал популярным метод «рынка прогнозов», который основывается на «коллективном разуме» и считается эффективнее всех других методик определения будущего. «Коллективный разум» создается заинтересованными участниками области прогнозирования – чем больше их, тем лучше, – которые честно и свободно выражают свое мнение по поводу вероятности какого-то события на основе своей информированности. Стимулом к честности и мерилом вероятности оказываются… деньги, принимаемые в качестве ставок. Участник заключает контракт на вероятность определенного события: если оно происходит – выигрывает доллар, а в противном случае не получает ничего. Далее эти контракты могут продаваться и перепродаваться.

Как можно заметить, для делового человека вопрос о будущем является не столько философским, сколько чисто практическим. Зависит оно от судьбы или случайностей, которыми человек управлять не волен, или представляется результатом тщательного планирования? Правда, как всегда, где-то посередине. Хотите, чтобы грядущее совпало с прогнозом на него? Ищите точки пересечения трех факторов – информации, планов… и случая.



Текст: Марина Хаккарайнен, кандидат исторических наук (специальность «этнография, этнология, антропология»), исследователь. Работала в различных российских и международных проектах, в том числе Университета Хельсинки, Университета Аляски (Фэрбенкс, США), преподавала экономическую антропологию в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Член Американской антропологической ассоциации и Европейской ассоциации социальных антропологов. Эксперт фонда «Контекст».



Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Chief Time – это эталон профессионального делового издания, которое всегда идет в ногу со временем.

Елена Беседина, генеральный директор «О2 Недвижимость»