бизнес журнал

Антропология для бизнеса. Часть 3

Антропология для бизнеса. Часть 3

Исследователь Марина Хаккарайнен продолжает знакомить нас с антропологическими изысканиями и их прикладным значением в бизнесе. На этот раз речь пойдет о времени.

Контроллеры времени

Однажды мне рассказали о чудо-парикмахере. Это был изумительно искусный мастер. Он мог сделать сложнейшую стрижку, не дергая за волосы, не выворачивая голову задом наперед и не раня уши, – при этом на всю работу уходило не более десяти минут. Последнее обстоятельство, однако, не устраивало клиентов: пришедшим казалось, что мастер уделяет им слишком мало внимания.

Эффективность – это не только быстрота и качество. Это еще и отношения между людьми. Не в последнюю очередь мы оцениваем другого человека по тому, как он оперирует временем, тем более, если это время принадлежит и нам тоже. Социум сравнивает распределение времени окружающих с некой идеальной нормой. При этом нормы в разных социумах разные. В Финляндии на свидания, не говоря уже о деловых встречах, опаздывать не принято совсем. В Англии пятнадцать минут – вполне приемлемое опоздание (правда, скорее, если встречаешься с друзьями). А в Москве или в Питере, сославшись на пробки, на встречу можно опоздать и на полчаса.

Эти нормы различаются не только в разных государствах и частях света – они могут быть разными измерениями одного социума. Помнится, как-то Владимир Познер заспорил с гостем своей передачи, Михаилом Горбачевым, о том, что такое два-три часа пополуночи – ночь или уже утро. Для Познера, столичного жителя, это была, разумеется, ночь. Для его собеседника, в прошлом деревенского жителя, – время подъема, а значит, утро. Казалось бы – какая разница? Но указание на время суток не только маркирует точный час, но и включает моральную оценку себя и другого. В нашей культуре три часа утра обычно знаменуют собой ранний подъем и начало долгого трудового дня, а три часа ночи ассоциируются с затянувшейся праздностью и запоздалым отходом ко сну.

Отношение человека ко времени позволяет оценивать не только его поведение по принципу «хорошо/плохо». Отношение ко времени также говорит о позиции человека в социальной иерархии: выше он по статусу, чем другие, или ниже. Всем известны поговорки: «Начальство не опаздывает, оно задерживается», «Точность – вежливость королей, но обязанность для их подданных». Как правило, вышестоящий своим отношением ко времени стремится подчеркнуть собственное положение, а подчиненные принимают правила игры. В бюрократизированных обществах апофеозом этого порядка становится утомительное ожидание в коридорах власти, которое сидящие в очереди воспринимают не только бесполезной тратой времени, но и унижением.

Однако часто бывает так, что иерархические позиции – особенно это касается новых отношений – не определены. Тогда тот, кто безропотно и терпеливо ждет, имеет все шансы ощутить свою зависимость от опаздывающего. В свою очередь, опаздывающий, контролируя свое и чужое время, ставит себя в позицию доминирования. Этот прием, сознательно или бессознательно, часто используют те, кто сам боится показаться зависимым. Например, женщины, идущие на свидание: только бы не дать повод подумать, что кавалер нравится. Низший уровень бюрократии, чья непосредственная работа – «услуги населению», тоже пытается придать себе таким образом побольше веса.

Вес самого времени тоже меняется. Раньше большинство за свою жизнь успевало приобрести хозяйственные навыки, завести семью и вырастить детей. У рядовых людей практически не оставалось времени ни на что другое. И только малая часть населения Земли успевала совершить что-то, что заставляло вспоминать их имена через столетия. Очевидно, что их жизнь не была занята добыванием хлеба насущного или борьбой со стихиями с утра до вечера. Теперь свободного времени у людей стало больше, и время обрело иной потенциал.

По словам американского социолога Ричарда Флориды, мы уже вышли из эпохи «фордизма», основанного на «больших командно-бюрократических системах с вертикальной интеграцией», и вступили в эпоху креативной экономики. Главенствующую роль тут исполняет креативный класс, основными инструментами которого являются знание и самостоятельное мышление, а главным продуктом – новые идеи и формы. Необходимым условием для того, чтобы проявить себя творчески, оказывается свободный график – и свободное время.



Текст: Марина Хаккарайнен, кандидат исторических наук (специальность «этнография, этнология, антропология»), исследователь. Работала в различных российских и международных проектах, в том числе Университета Хельсинки, Университета Аляски (Фэрбенкс, США), преподавала экономическую антропологию в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Член Американской антропологической ассоциации и Европейской ассоциации социальных антропологов. Эксперт фонда «Контекст».



Livejournal
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Благодаря совместной работе HeadHunter и Chief Time были реализованы новые проекты, которые позволили нам приобрести новых клиентов...

Сахарова Юлия, генеральный директор HeadHunter Северо-Запад