бизнес журнал

Антропология для бизнеса. Часть 4

Антропология для бизнеса. Часть 4

Исследователь Марина Хаккарайнен продолжает знакомить нас с антропологическими изысканиями и их прикладным значением в бизнесе. На этот раз речь пойдет о времени.

Тьфу-тьфу-тьфу – чтоб не сглазить!


Верите ли вы в колдовство или сглаз? Этот вопрос в контексте бизнеса может показаться неожиданным. Потому что мы привыкли к тому, что экономическая деятельность имеет под собой рациональную почву.

Между тем, вера в колдовство и сглаз тоже имеет вполне рациональное антропологическое объяснение. Суть его заключается в том, что эти представления являются скрытым культурным механизмом, регулирующим отношения в коллективе. Было замечено, что в обществах со слабо развитыми формальными институтами власти – где нет писаных законов, судебных и исполнительных органов – их функции исполняет вера в колдовство. А роль судей и полицейских отводится колдунам. Они часто появляются там, где нарушаются правила общежития. Помните, как рассердилась злая фея за то, что ее не позвали в королевский замок по случаю рождения царской дочери, и наложила на королевство проклятье сна? Страх перед колдовством может быть даже более надежным способом поддержания социального порядка, нежели присутствие представителя властных структур. Ведь колдовство действенно силой иной природы, нежели человеческие установления.

Ну, а сглаз? Возможно, боязнь дурного глаза стала причиной того, что королевской дочке пришлось сто лет ждать поцелуя, потому что никто не хотел первым «лезть на рожон». Это представление направлено на то, чтобы благо в сообществе распределялось равномерно. Страх перед сглазом заставляет скрывать амбиции и успехи или вовсе их не иметь. Вдруг кто-то позавидует – и... И все это ради сохранения единства коллектива. «Выскочки» с амбициями, претендующие на большее, нарушают групповую солидарность и ослабляют внутригрупповые связи. В коллективе же заложены великие силы и неисчерпаемые ресурсы. Вместе нам не страшны никакие трудности. Именно поэтому мы в буквальном смысле слова натасканы с самого детства всем нашим окружением – будь то семья, однокашники или коллеги по работе: «Не отрывайся от коллектива!» Мы часто отказываемся (больше на словах, но и этого достаточно) выглядеть красивыми, веселыми, довольными и… успешными. И на каждую похвалу отвечаем почти автоматически: «Не может быть, я сегодня совсем не в форме». Если только не находимся на недосягаемом расстоянии от всех остальных – тогда можно. Поэтому принцессу целует или Принц, или Иван-Дурак, который никого не слушает, ничего не понимает и не обращает внимания на насмешки своих братьев. Как мы знаем, в конце пути он получает высшую награду.

Креативность не может возникнуть там, где все стараются быть одинаковыми


Существуют и другие способы поддержания групповой солидарности. Они пронизывают нашу действительность словами и делами. Мы часто боимся проявлять активность, потому что «скромность украшает человека». Жалеем, что заранее рассказали о своих заветных мечтах что-то совершить, и теперь «стыдно смотреть в глаза своим друзьям». Помним, что «хвастаться нехорошо!» из слышанной в детстве сказки о хвастунишке, который на поверку оказался «простым неудачником». Американские призывы к успеху кажутся «хитрым маркетинговым ходом» издателей, продающих книги по аутодидактике успеха, и вызывают усмешку: «Снова о миллионерах!» Разработанная сетевым маркетингом технология карьерных достижений, состоящая в освоении словесных формул и образов успеха, представляется происками опасной секты. А знаменитый тезис «кто не с нами, тот против нас» – намертво отрезает плюрализм мнений. Интересно, что Нэнси Рис, антрополог из Америки, заметила особенность «русских разговоров» – бесконечно выражать недовольство и жалобы, надо думать, не терпящие возражений.

Но великая сила коллектива может быть не только полезной. До недавнего времени она удерживала человечество на плаву в трудное доиндустриальное время, но именно индивидуализм и соревнование способствовали стремительному технологическому развитию.

В последнее время мир переживает значительные социальные перемены. Все больше можно слышать о «креативном классе», «креативных городах», «креативных индустриях» и, наконец, о «креативной экономике». Креативность – это путь к инновациям и экономическому развитию. А развитие все-таки ведет к общему благосостоянию.

Но креативность не может возникнуть там, где все стараются быть одинаковыми. Она рождается именно из плюрализма мнений, при столкновении и сплавлении иногда очень далеких друг от друга идей.
Между прочим, антропология бизнеса – тоже проект инновационный. Он только недавно получил признание, воплотившись в международных специализированных журналах. Тьфу-тьфу-тьфу – чтоб не сглазить!



Текст: Марина Хаккарайнен, кандидат исторических наук (специальность «этнография, этнология, антропология»), исследователь. Работала в различных российских и международных проектах, в том числе Университета Хельсинки, Университета Аляски (Фэрбенкс, США), преподавала экономическую антропологию в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Член Американской антропологической ассоциации и Европейской ассоциации социальных антропологов. Эксперт фонда «Контекст».



Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Спасибо команде Chief Time за полезную  деловую информацию, за возможность иметь представление о том, что происходит в деловой среде нашего города, о людях, которые  создают эту среду. 

Эльчин Алескеров, генеральный директор стоматологической клиники Dental House