бизнес журнал

Конкуренция - анахронизм

Конкуренция - анахронизм


Ключ к успешному бизнесу будущего – это доступность, уверена основательница инновационной компании Ofoto и социального проекта Mesh Лиза Гански.


На сцене в приглушенном свете возникает женщина, с ходу задающая аудитории вопрос: «Есть ли среди вас представители автомобильных компаний?». Не дав поднятым рукам опуститься, она продолжает: «Как вы думаете, сколько процентов в день средний американец использует свой автомобиль?». На экране возникает цифра – 8%.

«Мы все – глобальное сообщество, владеющее очень многим, но своим имуществом почти не пользуемся: вторая машина, дом, велосипед, – объясняет Гански. – Но если я хочу позаниматься спортом, то иду в спортивный зал неподалеку, а не покупаю кучу инвентаря домой. Если я хочу выпить чашку кофе, то иду в кафе, вместо того чтобы приобрести эспрессо-машину. Благодаря чему мне не нужно хранить все эти вещи, я не захламляю свой дом. То же верно и для бизнеса: когда руководители скупают большое количество акций, но не используют то, что есть, – это и есть «расходование». Особенно это справедливо для больших компаний. Молодые предприниматели обычно очень хорошо осведомлены, сколько у них денег, и точно знают, как они собираются ими распорядиться».

«Философия деления» Лизы Гански состоит в том, что многие вещи лучше использовать совместно с кем-либо, не владеть ими, а просто иметь к ним доступ в нужном месте и в нужное время – будь то электродрель, автомобиль или дом в горах. Любимый пример предпринимательницы – фирма Zipcar, предлагающая автомобили в краткосрочную аренду с почасовой оплатой по принципу самообслуживания. «Zipcar владеет несколькими машинами и позволяет обладателям членских карт «делиться» ими друг с другом. Другая модель – peer-to-peer (дословно «равный – равному» – Chief Time): скажем, у вас есть автомобиль, но вы используете его только два дня в неделю. Фирмы вроде Freeway Rides или Buzzcar находят «клиентов», которые живут неподалеку от вас и нуждаются в автомобиле, а вы получаете деньги за аренду. Подобные сервисы успешно работают в Великобритании и Австралии. А в Германии есть компания Frents, которая приглашает людей сделать инвентаризацию своего имущества – после чего сдавать в аренду соседям ненужные вещи».

Как руководитель вы можете увидеть, что попросту отправляется в «мусор», и найти интересный способ извлечь из этого выгоду

Антрепренер с 20-летним стажем, Лиза Гански продала свой первый стартап GNN гиганту America Online. В 1999 году она создала коммерческий фотосервис Ofoto, который купил Kodak. «Ofoto стала первой компанией, соединившей социальные сети и фотографию, – рассказывает Лиза. – Мы сделали своим слоганом «Распечатайте только то, что вам понравилось». Прежде вы приносили отснятую пленку в лабораторию – и получали свои 36 снимков. При этом, по статистике, людям нравились только 6 из 36 кадров – то есть более 80% материала выбрасывалось».

Позже Гански увлеклась городами – или «платформами», как сама их называет. «Платформа – это пространство и набор доступных инструментов, которые позволяют людям встречаться и продвигать свои идеи и услуги. К примеру, App Store – своего рода платформа, приглашающая разработчиков создавать мобильные приложения, которые при условии одобрения компанией распространяются через сообщество Apple. Города – тоже своего рода платформы: открытое (во всяком случае, частично открытое) окружение, внутри которого люди, сообщества и компании могут сотрудничать и создавать бизнес- или социальные проекты». Сейчас Лиза – советник и соучредитель Dos Margaritas (экологического фонда с программами, направленными на помощь странам Латинской Америки) и таких социальных предприятий, как New Resource Bank, Convio, Greenbiz, Instructables, Me Please, Nuko, Squidoo, TaskRabbit, TasteBook.

Я верю в ошибки на раннем этапе – только они обходятся дешево и позволяют чему-то научиться

Совет Гански можно условно разбить на три пункта. «Первый – партнерство, которое позволит вам исследовать новые продукты, услуги или новый тип покупателей. Такое как сотрудничество Ford и Zipcar, GM и Freeway Rides. В обоих случаях большие фирмы почувствовали, что это поможет им стать ближе к покупателям нового типа. Молодые люди не хотят покупать автомобили, а хотят садиться за руль тогда, когда им нужно».

«Второй шаг – осознать, какие акции и ресурсы не используются. Как руководитель вы можете увидеть, что попросту отправляется в «мусор», и найти интересный способ извлечь из этого выгоду: возможно, продать некоторые акции или найти применение залежавшимся ресурсам. Скажем, фирма Loose Cubes позволяет компаниям, у которых пустуют помещения или рабочие места, выйти на рынок коммерческих риелторских услуг в обмен на другие услуги или деньги».

«Третий шаг – представить, как бы выглядел бизнес, если бы вы не владели им, а делились собственными разработками или командой специалистов, той самой «платформой». Nike потратила десятки миллионов долларов на создание особой резины и хлопка, но из 650 полученных образцов использовала лишь малую часть. Фирма поделилась своей «платформой», позволив другим компаниям взять те образцы, которые не понадобились самой Nike. Вы можете владеть интеллектуальной собственностью или даже брендом, который, несмотря на всю свою ценность, не несет пользы для портфолио будущего. Подумайте, с кем скооперироваться, чтобы придать своему делу «сексуальности». Мы в начале пути – и самой большой ошибкой было бы прекратить эксперименты. Я верю в ошибки на раннем этапе: только они обходятся дешево и позволяют чему-то научиться».

Автор: Александр Мурашев.

Материал опубликован в федеральном выпуске журнала Chief Time за ноябрь 2011 года под заголовком «Делитесь!»




Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Благодаря совместной работе HeadHunter и Chief Time были реализованы новые проекты, которые позволили нам приобрести новых клиентов...

Сахарова Юлия, генеральный директор HeadHunter Северо-Запад