бизнес журнал

Магия чисел

Магия чисел

Как вам такое объявление? «Дешевле колбасы! Продаем автомобили всего за 200 рублей килограмм!» Я не удивлюсь, если увижу такое объявление. Но можно ли измерить удобство, безопасность, красоту в килограммах?

Как-то очень давно, гуляя по Стокгольму, я натолкнулась на распродажу в книжном магазине. Обычную книжную распродажу. Витрина магазина привлекала высокими стопками книг и зазывала рекламой, текст которой гласил приблизительно следующее: «Реализация! Дешевле не бывает! 1 кг книг – 100 рублей». От изумления и любопытства я зашла в магазин, но тут же разочарованно вышла. Книги были исключительно по-шведски. И я так и не смогла оценить качество товара – дорог или дешев был килограмм книг. С тех пор прошло уже много лет. Но, если честно, мое удивление так и не прошло. Ну, как в анекдоте про километр колбасы. Книга для меня не исчисляется в единицах веса, если это только не «макулатура». А то, что на вес продается мыло, сахар, чай или печенье, – конечно, в этом нет ничего удивительного. Но все-таки, когда, разрезая огромный душистый кусок мыла, меня спрашивают, достаточно ли ста граммов, я тоже удивляюсь. Потому что кусок мыла хочу, прежде всего, удобно держать в руке. И, в общем, мне все равно, каков будет его вес. Мне важна его соразмерность моему телу, а не мировому стандарту. И уже совсем понятно, что для производителя, развозчика и продавца товара информация о весе актуальна, так как они не держат этот кусок мыла в руке, а производят, возят и продают его за деньги. Деньги же, как известно, любят счет, потому что – это, прежде всего, цифры. Таким образом, мы перемещаемся из трудно формализуемого мира телесного удобства и эстетического удовольствия в магический мир чисел и цифр.

Мы живем в двух мирах: неисчисляемом и исчисляемом. В неисчисляемом мире считать запрещено. Во многих традициях нельзя пересчитывать наиболее ценные ресурсы общества. Пересчитанная охотничья добыча, дети и вообще люди могут закончиться, «перестать водиться». Потому что счет предполагает конечность, а невозможность пересчета – бесконечность: «и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков», – говорится в Бытии. В Старом Завете есть указания на то, что пересчитывать людей может только Бог. В нашем современном обществе все-таки пока еще не принято переводить в числа любовь, дружбу, родственные отношения. Договоренности в таких отношениях обычно работают по «умолчанию» и поддерживаются обоюдными моральными обязательствами. Именно эти отношения вытягивают людей из тяжелейших кризисных ситуаций. Поэтому люди, как правило, сопротивляются пересчету и стандартизации: формализации личных отношений на работе, присвоению номеров в реестрах. Никто не хочет быть постриженным под единую гребенку вместе со всеми. Индивидуальная соразмерность ценится тут превыше всего.

В исчисляемом мире принято все считать – вес, длину, ширину, вещи, людей, деньги. В современном индустриальном обществе правят не только цифры, но и стандартные меры. Это – мир формализованных отношений, устрашающей ясности и конечности. Мир стандартных форм все уравнивает и держит под контролем. Инструментом пересчета обычно пользуются государства и организации. Через пересчет и формализацию отношений со своими субъектами они стремятся получить контроль над ресурсами. Они используют статистику, бухгалтерские расчеты, списки с должностными инструкциями, за которыми «не видно людей», но видно все остальное. В традиционных культурах счет используется в магических действиях при лечении, чтобы упорядочить болезнь и таким образом взять ее под контроль, положить ей конец. И наоборот, пока колдун не сосчитает звезды на небе, он не сможет причинить зло.

Какое все это отношение имеет к бизнесу? Этим двум мирам, исчисляемому и неисчисляемому, соответствуют две разных рациональности в ведении дел и, в том числе, бизнеса – «рыночная» и «коммунальная». И мы постоянно дрейфуем между ними. Рыночная рациональность старается привести все в порядок и формализовать. «Коммунальная» рациональность переводит все отношения на уровень неформальных связей. Рынок кажется бездушным и недружелюбным, основывающимся на краткосрочных отношениях без «человеческого тепла». Зато ясных и четких. «Коммунальная» рациональность противостоит рыночному расчету и сглаживает неприятные острые углы: то вам продавец на рынке к купленному килограмму добавит еще горсть, то вы получите в супермаркете к положенному за ваши деньги товару еще и подарок. К этим измерениям тяготеют и предприятия. Большие корпорации более формализованы. Но ресурсы их обозримы. Семейный небольшой бизнес часто опирается на неформальные отношения. Неформальные связи и отношения представляют собой огромный, но неучтенный ресурс. И нужна ли тут магия чисел – вопрос остается открытым.

Текст: Марина Хаккарайнен, кандидат исторических наук (специальность «этнография, этнология, антропология»), исследователь. Работала в различных российских и международных проектах, в том числе Университета Хельсинки, Университета Аляски (Фэрбенкс, США), преподавала экономическую антропологию в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Член Американской антропологической ассоциации и Европейской ассоциации социальных антропологов. Эксперт фонда «Контекст».



Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Профессионально и качественно сделанный журнал. Среди героев «проходных» персон нет – все яркие, интересные личности, со своим взглядом на жизнь и события, в ней происходящие...

Владимир Седов, основатель и владелец компании «Аскона»