бизнес журнал

Наталия Петрова: «Интеллектуальные латы для цивилизованной арены»

Наталия Петрова: «Интеллектуальные латы для цивилизованной арены»

Глава Патентно-правовой фирмы «НЕВА-ПАТЕНТ» рассказала Chief Time о том, зачем и когда нужно регистрировать свой товарный знак, почему необходимо защищать свою интеллектуальную собственность и что произойдет, если этого не сделать.

Наталия Борисовна, как часто к вам обращаются производители товаров широкого потребления и какого рода обычно эти товары?

К нам приходят практически каждый день представители различных компаний малого и среднего бизнеса, которые выводят на рынок новые товары и услуги, начиная с различных продуктов питания и заканчивая, например, открытием кондитерской или ресторана. Помню, еще в 2002 году я стояла в супермаркете у кассы и пока ждала, решила посчитать, сколько вокруг товарных знаков, которые мы зарегистрировали. Насчитала 22 и успокоилась. Это было давно, сейчас их уже гораздо больше.

Какие основные проблемы в области закрепления прав на товарные знаки или продукты вы отмечаете? 

Если говорить про товарные знаки, а это популярный сейчас сегмент, то я вижу основную проблему в том, что несвоевременно принимаются определенные решения. Бизнес не «видит», не распознает те объекты интеллектуальной собственности, которые создает. И соответственно, не может правильно и вовремя закрепить на них права. А если не может закрепить, то не может в дальнейшем с ними работать. 

КАЖДЫЙ САМ ДЛЯ СЕБЯ РЕШАЕТ, ХОЧЕТ ОН ИМЕТЬ ПРАВО ИЛИ НЕТ НА ТО, ЧТО ОН САМ ПРИДУМАЛ

Еще хуже бывает, если компания нарушает права третьих лиц. Например, кто-то захотел вывести на рынок новый йогурт. И в качестве названия выбрал слово «Солнышко». Он называет йогурт, заказывает этикетки, упаковку и так далее. А потом выясняется, что право на это слово уже кому-то принадлежит, такой товарный знак зарегистрирован, и нашему конкретному бизнесмену невозможно зарегистрировать право на использование данного словесного обозначения для индивидуализации своей продукции. Получается, что люди вкладывают свои средства, энергию, время, а получить права не могут, потому что они нарушили последовательность действий. Теряют не только деньги, но и бесценное время, свое реноме, упускают возможности, а иногда и теряют предприятия. Если понравилось какое-то слово, то прежде чем давать распоряжения своим менеджерам по выводу продукции с таким названием на рынок, нужно сначала проверить – не зарегистрировано ли данное обозначение на территории РФ. Та же самая история, если предприниматель хочет вывезти товар за рубеж. 

IMG_4280.jpg


Наталия Петрова, патентный поверенный РФ, генеральный директор Патентно-правовой фирмы «НЕВА-ПАТЕНТ», президент Фонда развития интеллектуальной собственности, академик Международной академии авторов научных открытий и изобретений.


Если говорить о втором популярном сегменте – изобретениях и полезных моделях, то здесь другая история. Хотя она базируется все в той же области низкого уровня знаний в вопросах интеллектуальной собственности и некомпетентности людей, принимающих решения. Изобретатели не вовремя к нам приходят, не вовремя совершают определенные действия, не знают закона. Так, например, в законе есть норма: с того момента как продукция, в которой используется потенциально охраноспособное техническое решение, выведена на рынок, у автора/заявителя есть шесть месяцев на подачу заявки на изобретение или полезную модель с целью получения правовой охраны. Но чаще всего происходит так, что авторы выкладывают все в Интернете и только потом приходят к нам. Тогда мы говорим, что эти публикации «порочат новизну», мешают патентованию, потому что природа патентования в том, чтобы раскрыть свое техническое решение государству, и оно за это дает монополию. А потом уже, в виде патента, государство раскрывает запатентованное техническое решение всем остальным. 

Есть и другой механизм закрепления прав на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, который мало сейчас используется, потому что мало о нем знают, но для субъектов бизнеса – он очень привлекательный. Это закрепление прав в виде так называемого «ноу-хау» (секрета производства). 

Чем отличается закрепление прав на ноу-хау от изобретения или полезной модели? 

В случае если мы хотим получить право на изобретение или полезную модель, мы должны испросить правовую охрану у государства, а в случае закрепления прав на «ноу-хау» мы делаем это сами на предприятии. Руководитель предприятия может самостоятельно закрепить права на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности. И как раз с этим к нам приходят: за консультацией, помощью в закреплении прав на «ноу-хау», изобретения, полезные модели и другие объекты интеллектуальной собственности.

А как, например, закрепить право на свой товарный знак на международном уровне?

Для этого существуют различные пути: есть международные конвенции, в частности, Россия является членом так называемого Мадридского соглашения и Протокола к нему. Есть Европейский товарный знак, также есть национальные процедуры регистрации товарного знака в каждой конкретной стране. Выбирать путь надо в зависимости от того, что нужно тому или иному руководителю бизнеса, как он видит стратегию продвижения товара на рынок. У многих компаний сейчас уже есть свои постоянные патентные поверенные или агентства, которые их обслуживают в части сопровождения в сфере интеллектуальной собственности. И это правильно.


БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ВЫПУСКЕ ЖУРНАЛА CHIEF TIME



iOS
qr-code.gif
 ANDROID
      qr-code-google.gif



Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Я восхищаюсь редакцией «Chief Time», это настоящие профессионалы: во всём им хочется дойти до сути, ни одна малейшая деталь не остаётся без должного внимания. Они чувствуют своего собеседника, максимально точно улавливают всю информацию, а потом творят великолепный продукт на языке, понятном читателям...

Рамник Кохли (Ramnik Singh Kohli), глава Micromax Informatics в России и СНГ