бизнес журнал

Статус в контакте

Статус в контакте

По статистике, в прошлом году 63% российских топ-менеджеров запрещали своим сотрудникам доступ к социальным сетям в рабочее время. А что, если из ставшего массовым увлечения сетями можно извлечь пользу для компании?

О бессмысленности времяпрепровождения в социальных сетях и опасности для развития личности сказано много – сети потворствуют прокрастинации, фрагментируют восприятие, превращают людей в нарциссов, которые утверждаются не реальными делами, но виртуальными достижениями. Руководители же беспокоятся о потере производительности – время, отведенное на выполнение рабочих задач, растрачивается на сетевую болтовню и чтение ленты новостей.

Правда, есть и другие примеры. Скажем, Юрий Белонищенко, генеральный директор «Номос-банка», сам почти ежедневно размещает на своей странице в Facebook фотоотчеты с описанием того, как он провел день: обучение MBA, занятия по триатлону, воспитание детей, управление банком. Можно предположить, что и его подчиненным подобное не будет вменяться в вину.

В индустриальном обществе, эпоха которого закончилась с приходом телевидения и интернета, люди действовали без вовлечения и работали без понимания общей картины. Индустриальной человек замкнул себя в рамках специализации, ограничил свою жизнь рабочим местом, семьей и непринужденными хобби.

Социальные сети разрушили status quo. Человек снова стал гражданином мира, ему важно все, что происходит вокруг него. Благодаря развитию средств мгновенной передачи информации среда обитания современного человека стала напоминать «глобальную деревню». Мир снова сузился до размеров небольшого села – каждый знает каждого по имени, новости расходятся по земному шару за мгновения. Теперь шутят, что позавтракать можно в Лондоне, а несварение получить уже в США.

Мир сузился до размеров небольшого села: теперь шутят, что позавтракать можно в Лондоне, а несварение получить уже в США


В книге всемирно известного теоретика и исследователя медиа Маршала Маклюэна Undestanding media, повествующей об этих процессах (хоть и изданной в 1964 году), приводятся истории, которые могли бы обосновать полезность соцсетей для корпораций и не только. Например, о том, как в середине прошлого века изобретательный директор одной из школ в трущобах щедро обставил учебные классы большими зеркалами. Итогом эксперимента стало удивительное повышение успеваемости. Визуализация высвободила детей из зацикленности на собственном мире. Они стали видеть себя как становящихся кем-то, начали ставить перед собой отдаленные задачи и цели. Нужно ли объяснять, как подобное может быть использовано в корпоративной среде?

В докомпьютерную эпоху все находились в счастливом неведении относительно того, чем занято остальное человечество. Сегодня Facebook, «Вконтакте», Twitter постоянно информируют о том, чем интересуются и что делают другие. Волей-неволей начинаешь сравнивать свою жизнь с жизнью друзей, коллег, известных личностей. Социальные сети дают шанс посмотреть на себя со стороны. Появилась возможность проводить своеобразную ежедневную терапию – встраивать в свою новостную ленту тех, чей образ жизни, мышления отличается от нормы и выше по качеству. А значит, видеть новые перспективы собственного развития.

Очевидно ли теперь, что если работник проводит время в социальных сетях – это еще не значит, что он просто убивает время? Возможно, человеку тесно в привычных рамках, ему интересно, как устроена система в целом – будь то компания, в которой он работает, государство, в котором живет, или вселенная. И уж грамотный руководитель точно знает, что с этим делать вместо того, чтобы этому препятствовать.

В двухтысячные к генеральному директору одного из предприятий авиационного комплекса приехал старый знакомый, долгое время проработавший за границей в аналогичной области, чтобы поделиться опытом. Его приняли в узком кругу руководителей компании, за закрытыми дверями обсудили все интересные новости, обойдя при этом не только рядовых сотрудников, но и менеджеров среднего звена. Ситуация совершенно немыслимая для современного «Яндекса», студии Лебедева или любой другой продвинутой российской компании, где визит интересной персоны подразумевает открытую лекцию перед штатом.

Игнорирование новых принципов обмена информацией не лучшим образом влияет на атмосферу в рабочем коллективе и перспективы компании в конкурентной среде. А вот стратегия открытости, включающая свободный доступ к социальному интернету, может быть вознаграждена лояльностью сотрудников, ростом их профессиональных и социальных навыков – а в результате возрастанием общей эффективности компании.



Текст: Дмитрий Соловьев, исследователь, автор серии статей на тему «Интернет как новая среда жизни»; работает в компании «Радость понимания», изучает психологию поведения людей в интернете.


Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Главное, на что реагируют клиенты и партнёры – это большая фотография на обложке журнала «Человек Дела» и заголовок. Фото сделали хорошее. Эффект получился неплохой, многие очень позитивно отреагировали...

Даниил Плитман, Генеральный директор Swed-Mobil (официальный дилер Volvo на Северо-Западе)