бизнес журнал

«Страшные» тренды

«Страшные» тренды

Страх – сильное чувство. Осознанно или нет, но с кризисом бизнес стал очень бояться двух вещей – рынка и кредиторов.

Рынка – потому что у нас перестанут покупать, цены упадут, конкуренты надавят. Кредиторов – потому что не сможем вдруг расплатиться по кредитам, потому что… Да мало ли у бизнесмена причин бояться! И что же теперь? Мы стараемся не брать кредитов. А чем торгуем? Посмотрите на витрины: вы видите товары? Нет, только скидки. Мы торгуем скидками – и боимся конкуренции в этой торговле.

Страх – полезное чувство. Он действует на благо самосохранения. Но пользу приносит, только когда опасность для жизни (или бизнеса) действительно существует. Представьте себе, что вы едете на машине. Перед вами крутой поворот. Инстинкт самосохранения вместе с разумом заставляют вас снизить скорость, чтобы не вылететь в кювет или еще дальше. Но вот поворот успешно пройден, и перед вами снова ровная магистраль. Слишком мнительный или пугливый водитель может продолжать ехать со скоростью 10 км/ч. Какой в этом смысл, кроме того, что водитель успокаивает свое чувство страха? И пока он тащится как черепаха, конкуренты уезжают далеко вперед, а он в пункт назначения добирается последним.

Бизнес – наша машина: в нем можно и нужно менять скорость, бензин, детали, – а иногда и машину целиком


К сожалению, очень часто я слышу призывы, что бизнесу надо «отсидеться», снизить активность. И все чаще наша отчетность напоминает амбулаторную карту больного шизофренией: много собственного капитала, много внеоборотных активов... Но мы же создаем бизнес для работы! Для воплощения идей, для роста капитала. Бизнес – наша машина. В нем можно и нужно менять скорость, бензин, детали, – а иногда и машину целиком. И ездить на ней, а не прятать в гараже.

Появился опасный тренд – не брать в кредит, а инвестировать собственные средства. Тут страх действует вразрез даже с финансовой бизнес-логикой. Во-первых, собственный капитал дороже. Во-вторых, он более рисковый. Почему мы так легко прощаемся со своими деньгами и так боимся не отдать банковские? Лучше рисковать банковскими деньгами. Это чужой риск. Банк страхуется от риска сам, но и ваши риски страхует, беря часть из них на себя. В итоге, не занимая, мы теряем в рентабельности собственного капитала.



У одного моего клиента – дилерской сети сервисных станций крупного автопроизводителя – с началом кризиса возникли серьезные проблемы. Автозапчасти были оценены в евро, рубль по отношению к евро начал падать, и цены на запчасти стали расти – примерно на 10% в год. Сеть не могла позволить себе потерять клиентов, поэтому начала компенсировать рост цен из своей же прибыли. Прибыль стремительно стремилась к нулю. Выход из этой ситуации был, но нужно было решиться в момент кризиса взять кредит. Дилер так и сделал. На заемные средства он на год вперед оплатил запчасти. Кредит компания брала под 12% годовых, но, купив запчасти по предоплате, получила скидку в 10%. Таким образом, кредит позволил дилеру, с одной стороны, переложить часть кредитных рисков на банк, с другой – повысить доходность по операциям, зафиксировав цену запчастей, с третьей – уйти от валютных рисков. И в целом – сохранить прибыльность бизнеса и остаться конкурентоспособным на рынке.

Я не призываю рисковать необдуманно и сильно. Важно четко понимать, какова цель бизнеса. Если цель – увеличивать денежный поток, стоимость компании, – это одно, а если цель бизнеса – завоевывать новые рынки, например, рынок недвижимости, – другое. Я советую следить за рынком с точки зрения поставленных целей и предпринимать меры, чтобы не потерять все. И четко понимать, когда надо добавить риска и получить доходность, а когда не стоит. Всю дорогу с низким риском не проедешь даже в кризис. Кризис – это же и возможности. Чем сильнее ты снижаешь свои риски – тем меньше получаешь возможностей. Снижение рисков должно быть обосновано и рассчитано.

Сейчас все сжались, и даже по ровной дороге мы едем со скоростью 10 километров в час. Продолжая аналогию с машиной: перед поворотом скорость нужно снижать, конечно. Но когда поворот прошел – не надо бояться, можно прибавить.



Текст: Александр Тильдиков,
преподаватель бизнес-школы, Advanced Management Institute, консультант по финансовому и стратегическому управлению Шведского института менеджмента (IFL)
Материал опубликован в федеральном выпуске журнала Chief Time за июнь-июль 2012 года.




Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале

От имени Банка Интеза поздравляю всю команду премии «Шеф Года» с 10-летним юбилеем и лично ее основателя Тимофея Каребу! Предприниматели – это основа современной экономики, и премия «Шеф Года» помогает отмечать лучших в широкой гамме номинаций – это и «Прорыв», и «Забота», и «Меценат», и «Заслуженный» и «Молодой» шеф... 

Леонид Чен, И.О. Управляющего Северо-Западным филиалом Банка Интеза