бизнес журнал

Три позитивных идеи

Три позитивных идеи

Время «прогнозируемой определенности», стройных системных SWOT- и PEST-анализов, SMART-целей, миссий и эффективных стратегий прошло! Только сделали – уже устарело.

Профессиональная школа бизнеса утратила свое могущество и универсальную силу объяснения происходящего. Стандарты, в том числе МВА, оказались закрытыми, непластичными, элитарными как «башня из слоновой кости» для посвящённых. В мире сложились принципиально новые условия ведения дел. Произошли инфо-, био-, нано-, когно- технологические прорывы научно-технической революции. Но ни общество, ни бизнес-сообщество не готовы эффективно ими пользоваться, понимать и принимать. Мы уже ждём появление искусственного интеллекта. А как быть с интеллектом натуральным? Технические способности людей качественно выросли, а методологически не обеспечены эффективными моделями созидания изменчивого мира. Построить что-то стоящее на догмах, одной интуиции и таланте, или усилиях и связях уже нельзя. Затребован другой тип рациональной и ситуационной системной интеграции активности человека в условиях неопределённости. Пока каждый сам создаёт свою уникальную модель эффективности. Одни от знаний мудреют, другие шалеют.

Идея № 1. Осмысление возможностей


Сертифицированный менеджмент сейчас по-прежнему думает показателями из директивного управления своими целями. Не видят сути перемен. Однако современные цели быстро маневрируют в среде и оказываются намного хитрее планов по их достижению.

Случай из практики. Компания - отраслевой лидер ритейла тщательно анализировала показатели своей долгосрочной стратегии. А «молодой» конкурент «взял рынок» на заёмные деньги «интуитивно-хаотично разбрасывая» свои точки продажи по всей России. Блестящая стратегия лидеру не понадобилась, всё решили скорость и натиск конкурента.

Интересный вопрос — как определить эффективность лидера? Классика учит соотносить полученное к затраченному. Цель достигнута! Стратегия и затраты есть! Успеха и компании нет.

Я предлагаю обращать внимание на результативную активность — постоянно сопоставлять используемые возможности с имеющимися. Никто не скажет наверняка, сколько ситуационных возможностей у вас есть и сколько еще возникнет. Не упуская смысла дела своей жизни делайте ставку на постоянное своевременное реагирование на происходящие изменения вокруг. Поиск своей модели прекрасно развивает «периферийное зрение» и интеллект, что важнее, чем просто отбить целевые затраты. Осмысление своих возможностей- это увлечение на всю жизнь.

Идея № 2. Победа над неопределенностью


Итак, управленцы склонны злоупотреблять закрытым дисциплинарным языком и знаниями, мало пригодными для открытых и динамичных отношений. Язык - носитель смыслов. Нет общего языка, и общий смысл не появится. Эмоции, напор и случай кратковременны, систему не организуют. Одну и ту же проблему в компании инвестор, директор, юрист, бухгалтер, инженер оценят по-разному. Фактор нестыковки и неопределенности неизбежен. Успех - смотрю на себя в зеркало, «каков молодец!», неуспех - смотрю в окно. Там злые, глупые и чужие. Или в небо. Оно поможет. В случае провала принято говорить о хаотично сложившемся негативном тренде на рынке. В случае победы — о харизматических эффективных лидерах, заранее провидящих правильный путь.

Однако всё это штампы, а значит, засорение бизнес-языка и мыслей, чья подлинная природа в предметной рациональности. Кризис подмены смыслов в закрытых системах очевиден. В бизнес-новостях регулярно сообщают, что «инвесторы расстроились, узнав о дневном падении индекса на пол-десятых процента». Или «танкер с нефтью за один месяц транспортировки был перепродан 47 раз». Бизнес как будто любуется всё новыми «пузырями и парашютами», виртуальными идеями, гламурными образами.

Но если с восторгом принимается лозунг: «Не быть, а казаться!», то и генеральной линией поведения менеджера становится манипулирование чужими ресурсами в собственных интересах. Образуются целые сообщества «безграничных манипуляций с ограниченной ответственностью». Эти тренды провоцирует виртуализация и обезличенная технологичность отношений.

Противостоять теневым бенефициарам неопределенности может «системная гибкостью», «синергия профессиональных интеллектов», «распределенное лидерство», «плоская компания», «умное влияние», «концепция интеллектуального работника»… К сожалению, в России эти концепции не приживаются. Да и бизнес- среда не способствует. У нас всегда своя «модернизация».

Идея № 3. Согласованный позитив


Чтобы стать по-настоящему эффективным, бизнес должен стать самонаводящейся ракетой. Здесь вам следует определиться, с каким разбросом целей вы справитесь, а с каким нет. Вам — это шефу с сотрудниками (вместе трудящимся). Именно позитивный взгляд на общую долгосрочную неопределенность наполняет будущее смыслом самоорганизации. Если ожидания совпали, человек сам заключит «психологический контракт» с компанией.

За один уикенд «группа внутренних экспертов» может увидеть новые возможности внутри организации и на рынке. Нужно и можно дать сотрудникам шанс проявить себя и изменить среду. Тогда люди перестают быть офисным планктоном или тягловыми лошадьми, в которых их превращают дефектные трудовые отношения.

Только открытые отношения людей и технологий 2.0 могут давать эффект синергии — результат, добываемый по принципу 1+1=3.

Несколько таких рабочих групп могут подготовить пакет дорожных карт будущего своей компании. И если часть пакета пригодится руководству (а я в этом не сомневаюсь), то эффективность сотрудников гарантирована. А когда личные мотивы поддерживают рациональность компании, то можно реализовать совершенно любую, даже едва видимую на горизонте возможность. Кризис ведь то же можно увидеть позитивным.

Текст: Алексей Козко, профессор, к.т.н., директор программы Doctor of Business Administration (DBA) Международной школы бизнеса Финансового Университета при Правительстве РФ
Материал был опубликован в федеральном издании Chief Time за август 2012 года.




Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Профессионально и качественно сделанный журнал. Среди героев «проходных» персон нет – все яркие, интересные личности, со своим взглядом на жизнь и события, в ней происходящие...

Владимир Седов, основатель и владелец компании «Аскона»