бизнес журнал

«Война» и «мир» лидеров

«Война» и «мир» лидеров

Маргарита Адаева-Датская, президент бизнес-школы Advanced Management Institute, – о национальных особенностях лидерства.



Десять лет назад мы отмечали с друзьями новый год на финском горнолыжном курорте Тахко. Вокруг звучала русская речь, гремели фейерверки, казалось, произошла очередная оккупация Финляндии и на каждого титульного финна приходится по россиянину. После праздников нескончаемый караван машин с российскими номерами двинулся обратно через всю страну домой. Ехали чинно, в едином строю, соблюдая скоростной режим. Мой муж чуть не уснул за рулем, когда я сама, уже неспособная поддерживать его бодрое состояние шутками и песнями, заснула на полуслове. Все это «мучение» мгновенно прекратилось, как только мы пересекли границу. Машины, ехавшие голова в голову, «будто вырвались из плена» – как у Высоцкого. У дороги сразу обнаружилось несколько полос, а у автомобилей – крылья…
Эта резкая смена стиля вождения стала иллюстрацией к моим размышлениям о национальных особенностях лидерства. Наблюдая за медлительностью и/или осторожностью на дороге, мы видим в этом недостаток решительности и мужественности. Естественно, сами ведем себя как более смелые люди.

Как мы вообще представляем себе современного лидера? Это некий человек, на которого взвалена глобальная ответственность, снятая с остальных участников процесса. У нас и слова-то такого нет – «лидер». Зато есть «вождь».
Очевидно, что в нашем мышлении доминирует героическое лидерство. Истоки его в армии, военной науке. Война – исторически территория реализации лидеров-героев. Они машут шашками, завоевывают земли, совершают подвиги… Задачи, которые решал такой лидер, связаны с победой и выживанием. То есть, цель – выжить, победить. В наше время мы называем это лидерством, ориентированным на задачу, директивным лидерством и иногда – авторитарным.
Единственное, что требуется от подчиненных такого руководителя, – это слушаться, верить в босса, понимать его значимость, потому что они участвуют в чем-то, что делает этот великий человек. Людям до сих пор очень часто свойственно сваливать ответственность за себя с себя и находить того крайнего: компанию, руководителя, государство.

Героическое лидерство – это лидерство одного человекав ситуации, где цели просты и понятны. Но в современном мире цель уже не выживание или победа – целей много. Мотиваций столько же. Стилей лидерства – огромное количество. И это ставит перед лидером задачи, которые не под силу решить одному человеку. Почему? Потому что мы живем уже в куда более синергетическое время. Оно требует от нас понимания, что лидером является каждый, и определенным образом ответственность ситуативно закреплена за любым отдельным человеком.
Россия же по-прежнему находится в ситуации войны. Мы тут пока все решаем военные задачи. У нас нет навыка жизни в мире. Как только на горизонте появляется территория под названием «мир», мы ломаемся, как машины, и начинаем исподволь, подспудно создавать военную ситуацию, где задачи более простые.
В последние 10 лет наблюдается всплеск теорий лидерства. Он инициирован Западом и к нам приходит автоматически. Нас увлекают идеи эмоционального интеллекта, аутентичности лидеров, коучинг, ценностное лидерство. Возникает вопрос: в какой степени мы ментально перешли в мирную ситуацию и готовы принять эти подходы?

Западные модели управления работают в ситуациях «мира» и сотрудничества, в ситуациях поступательного движения к цели за счет работы всей команды, общей мотивации и индивидуального подхода. Чтобы эти заимствованные модели были полезными нам в нашей действительности, приходится «выдавливать из себя раба», заставлять мыслить и вести себя по-другому.
Это мы и называем мышлением в стиле advanced – когда важно видеть события и идеи в развитии, учитывать контекст. Advanced Management Program – в дословном переводе «программа по передовому (современному) менеджменту» – есть практически в каждой классической бизнес-школе мира. Подобная программа предполагает обсуждение новейших веяний управленческой науки, поиск новых идей и нового взгляда на себя и окружающий мир.
Имея подобное видение, осознавая контекст, вы сможете спросить себя: а действительно ли мне так нужен героизм? Действительно ли моя цель – выжить? Или я могу жить по-другому, в другой модели, с другими смыслами?..

Материал опубликован в федеральном выпуске журнала Chief Time за февраль 2012 года.



Мнение

Граф Жак фон Полье, управляющий директор Петродворцового часового завода «Ракета»
В современных реалиях особенно актуален вопрос лидерства. Страна, пережившая масштабные потрясения 90-х годов, испытывает крайнюю нужду в полноценных лидерах во всех сферах, будь то политика, экономика, культура или мода.
Лидер – это лицо, отражение своей организации. И для тех, кто следует за ним, он – ориентир. Проще говоря, если лидер – вор, то и подчиненные не сочтут за грех ухватить себе кусочек при первой же возможности. Поэтому важнейшим моментом остается моральный облик нарождающегося класса лидеров.
Наше предприятие всю свою 300-летнюю историю ориентируется только на настоящих лидеров, таких как Петр I, который создал наш завод, Юрий Гагарин, давший имя нашему бренду. И я искренне надеюсь, что в нынешней ситуации люди будут следовать не только за «вождями», но и за новыми Пушкинами, Чайковскими, Гагаринами.



Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Chief Time – это эталон профессионального делового издания, которое всегда идет в ногу со временем.

Елена Беседина, генеральный директор «О2 Недвижимость»