«НИВА». Внедорожник вне времениВ далеком 1970 году коллективы заводов «Иж», АЗЛК и ВАЗ получили спецзадание от Председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина – необходимо было создать принципиально новый автомобиль для советского человека. Задача выдалась не из простых: как соединить удобство легкового автомобиля и мощь армейского внедорожника?
Первыми с дистанции сошли конструкторы и дизайнеры с АЗЛК, которые представили на суд комиссии внедорожник «Москвич-2150». Автомобиль не пошел в массовое производство по причине того, что больше был похож на усовершенствованную версию УАЗа, чем на комфортабельный внедорожник нового поколения.
В итоге на финишную прямую вышли модели ИЖ-14 и «Нива». Именно эти автомобили ожидали серьезные испытания в схватке за право стать главным внедорожником СССР.
![]() А ведь конкурента у завода «Иж» могло и не быть. Изначальный проект автомобиля «Нива» выглядел совершенно непрезентабельно и сразу же получил обидное для его создателей прозвище «крокодил». Инженеру-конструктору Петру Прусову и дизайнеру Валерию Семушкину стоило больших усилий убедить художественный совет завода в том, что целесообразнее будет отойти от классической конструкции «открытого» джипа и создать нечто новое, не имеющее аналогов в советском автомобилестроении. Так на свет появилась первая модель закрытого внедорожника «Нива», которая оказалась удобнее детища компании «Иж» и показала лучшие результаты.
ПОГОДА В ПОМОЩЬ
Мало кто знает, но название автомобиля «Нива» было придумано его создателем Петром Прусовым не случайно. В этих четырех буквах зашифрованы имена его дочерей Натальи и Ирины и сыновей главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева – Вадима и Андрея. Для непосвященных советских людей имя автомобиля звучало очень по-народному и тут же плотно засело в памяти.
![]() Впрочем, большую любовь у сельского населения этот внедорожник вызвал не сразу. Стоил автомобиль недешево – 9000 рублей, то есть гораздо дороже «копейки» и совсем немногим дешевле «Волги». Да и купить его было не так просто: 80% выпускаемых автомобилей сразу шли на экспорт в другие страны. Европейцам же «Нива» сразу пришлась по душе. Решающую роль в успешном продвижении советского автомобиля сыграла погода. В 1979 году зима в Европе выдалась небывало снежной, и обычные легковые машины частенько застревали в сугробах, не добравшись до места назначения. Привыкшая к тяжелым погодным условиям «Нива» проезжала даже там, где не могли пробраться тяжелые джипы. Лучшей рекламы было не придумать. В Германии в тот год автомобилей «Нива» было продано в четыре раза больше, чем за прошлый 1978-й.
Успех распространился не только на Европу, где советский автомобиль «Нива» захватил авторынок Франции, Австрии и Великобритании, но и другие страны. К примеру, в Новой Зеландии в 1980 годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось именно на автомобили завода АвтоВАЗ. Кроме СССР, автомобиль «Нива» стали собирать еще в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции и Канаде.
НИ ОДНОГО ПЛОХОГО СЛОВА
Экспортная версия «Нивы» значительно отличалась от своей советской модели. В разных странах легендарный автомобиль превращался в пикап или кабриолет, обзаводился панорамными зеркалами или литыми дисками – все зависело от пожеланий и возможностей дилеров. Стать владельцем популярного внедорожника было не так просто даже за границей: в Восточной Европе или Германии для покупки «Нивы» приходилось записываться в очередь.
![]() Пожалуй, самые преданные поклонники «Нивы» проживали в Скандинавии. Как-то раз в Швеции началась активная кампания против автомобилей Fiat – итальянцев ругали за плохую коррозийную стойкость кузовов. Позже стали говорить о подобных проблемах с автомобилями «Нива». Разговоры закончились после того, как в одной из шведских газет вышла статья под кричащим заголовком: «Если ты еще раз плохо скажешь о ВАЗе, я дам тебе в зубы». Работники завода уверяли, что не имеют к этому материалу никакого отношения.
ПО БЕЗДОРОЖЬЮ К ПОБЕДЕ
Росту своей популярности заграницей «Нива» была обязана не только суровым европейским зимам. Успехи в спортивных соревнованиях сделали «Ниву» узнаваемой в разных уголках планеты. В 1981 году советский автомобиль впервые принял участие в известном марафоне «Париж – Дакар» и лидировал в нем на семи этапах. Тогда наша «Нива» пришла к финишу третьей, а в следующем году заняла второе место. В 1983 году советский автомобиль вновь взял «серебро» престижного ралли.
![]() Именно эта гонка была отмечена скандалом, который сыграл на руку советскому автомобилю. Тогда «Ниву» неожиданно опередил «Мерседес», но сделал это не совсем честно, нарушив регламент соревнования. Можно было поднять шум и добиться дисквалификации команды «Мерседеса», но французские автогонщики, которые управляли нашей «Нивой», решили поступить иначе. Не раздувая шум и спокойно получив свое заслуженное второе место, они совершили благородный поступок, который был высоко оценен во всем мире. Еще один факт в копилку популярности советского автомобиля.
![]() Марафон «Париж-Дакар» стал не единственным соревнованием, где автомобили «Нива» показывали хорошие результаты. К примеру, на «Ралли Фараонов-1984» советские машины заняли весь пьедестал, оставив своих соперников далеко позади. В Австралии и Новой Зеландии «Нива» стала известна во многом благодаря своим победам в спортивных соревнованиях. В 1985 году на ралли «Вэлли» советский автомобиль пришёл к финишу первым, после чего стал пользоваться на территории Новой Зеландии небывалой популярностью.
![]() Автомобилю «Нива» принадлежит и абсолютный мировой рекорд, установленный в 1999 году, когда машина этой марки покорила рекордную высоту – 5726 метров над уровнем моря в горах Тибета. Тольяттинский автомобиль стал также первым в мире транспортом на колесах, которому удалось передвигаться между двумя станциями на Южном полюсе.
МЕДВЕЖЬЯ МАШИНА
Возможно, триумф советского автомобиля мог бы длиться гораздо дольше, но прогресс не стоял на месте, и общественность требовала выпуска нового поколения популярного внедорожника. Следующая модель «Нивы» была разработана, был даже готов ее макет, но… На дворе стоял 1987 год, СССР стремился к краху, проект не получал должного финансирования.
В итоге за свою многолетнюю историю автомобиль «Нива» пережил лишь две более-менее значительные модернизации. В 1994 году проем задних дверей был понижен, а задние фонари стали вертикальными. Спустя пятнадцать лет в ходе второго изменения подретушировали «шестереночные» подворотники. Подобные изменения трудно назвать кардинальными.
![]() Несмотря на это, узкоспециализированные версии машины появлялись и видоизменялись с завидным постоянством. Специальные модели «Нивы» стали полезны МЧС, пожарной охране, милиции, на станциях скорой помощи, в охотничьих хозяйствах и аэропортах. Самая же оригинальная модификация была сделана специально для Московского цирка на Цветном бульваре. По специальному заказу завод «АвтоВАЗ» выпустил модель «Нивы», на которой должны были ездить не люди, а медведи. Представители цирка и их питомцы остались довольны транспортом. После презентации дрессировщики пообещали конструкторам, что придумают специальный номер под названием «Ехали медведи в автомобиле».
LADA NOT DEAD
В прошлом году с конвейера завода АвтоВАЗ сошел двухмиллионный экземпляр внедорожника Lada 4x4 (именно так, начиная с 2006 года, стала именоваться легендарная «Нива»). Сейчас этот автомобиль выпускается с трех- и пятидверным кузовом, стоимостью в 386 000 и 345 000 рублей соответственно. Конечно, былая популярность автомобиля осталась в прошлом, но и по сей день внедорожник расходится ежегодно тиражом, превышающим отметку в пятьдесят тысяч экземпляров.
![]() Нынешний облик легендарного автомобиля останется неизменным вплоть до 2016 года, когда, по планам завода «АвтоВАЗ», в свет должна выйти новая модель Lada 4x4. Станет ли эта версия внедорожника достойным продолжением легенды или нет, покажет время, а пока Lada по традиции остается самой экспортируемой продукцией завода «АвтоВАЗ».
Текст: Виталий Беспалов
Читайте также:
Дорога на Эльдорадо - недавно легендарный Jeep отметил своё семидесятилетие...
Harley-Davidson: повелитель дорог - о том, как родился самый знаменитый и желанный мотоцикл...
Женевский автосалон 2014 - самые интересные новинки мирового автопрома!
|
Комментарии: