бизнес журнал

Оружейный барон

Оружейный барон

Бартоломео Беретта, превративший итальянскую провинцию Ван Тромпиа в Кремниевую долину мира огнестрельного оружия.

Номер 15 в списке старейших брендов мира, почти 500 лет успешной торговли, 15 сменившихся поколений семьи управляющих... В летописи оружейной компании Beretta было слишком много цифр, но по-настоящему заинтересовать они могут только историков. Куда важнее роль, которую сыграло это имя в жизнях людей, далеко не всегда связанных с оружием. 

Каждый год в США рождается четыре человека с фамилией Беретта: однофамильцев основателя старейшей оружейной компании в мире в Америке насчитывается почти пять сотен. Всего в 20 километрах от Торонто некая семья Беретта управляет небольшой фермой, поставляющей на рынок органические продукты и в каждом обращении к посетителям своего сайта заявляющей о стремлении сделать этот мир чище и лучше. Впечатляющий, хоть и случайный противовес оружейному делу, которое в 1526 году начала семья Беретта. По количеству нападок за выбранный род деятельности с Beretta сравним разве что табачный гигант Philip Morris.

«Беретта» – имя, которое произносится полушепотом и желательно со смакованием звучных итальянских согласных. Сравнение с лазаньей и пиццей кажется неуместным, но напрашивается само собой: кулинарная Италия невозможна без последних, как итальянская армия – без оружия Beretta. Fabbrica d’Armi Pietro Beretta расположилась в Брешии, неподалеку от большинства других итальянских оружейных фирм и трассы главного мирового заезда олдтаймеров – ежегодного ралли Mille Miglia. Когда-то здесь добывали руду для переработки и производства оружия – теперь сырье везут откуда угодно, но не из Брешии. В день Beretta выпускает полторы тысячи экземпляров оружия разного типа, не оставляя конкурентам свободного пространства на рынке, – от охотничьих ружей до полуавтоматических пистолетов, карабинов и штурмовых винтовок. В начале истории Beretta во всем Гардоне производилось от 80 до 300 стволов...

 загруженное (2).jpgзагруженное (1).jpgзагруженное.jpg

Имени основателя фирмы, открывшего в долине Ван Тромпиа в 1498 году свою фабрику, история не сохранила (хотя и он носил фамилию Беретта). Поэтому датой начала истории компании указывают 3 октября 1526 года, когда Бартоломео Беретта получил от Венецианской республики заказ на изготовление 185 стволов для аркебуз. За его выполнение мастеру выплатили 296 дукатов, и чек на эту сумму до сих пор хранится в архиве компании. 

Beretta не создавалась как семейная фирма, но внуки Бартоломео – Лодовико Беретта, занявшийся в Брешии производством ружейных замков, и Джованино, который стал пушкарских дел мастером, положили начало этой традиции. Джованино женился на дочери представителя могущественной семьи Францини – крупнейшего в те годы производителя оружейных стволов. Уже его сын Джованни Антонио на рубеже XVI и XVII веков продолжил семейное дело: из еще одного сохранившегося документа следует, что в 1641 году он вооружил корабли Венецианской республики шестифунтовыми пушками собственной конструкции. На вторую строчку в списке тридцати трех крупнейших оружейных компаний мира Beretta вышла уже в 1698 году, а в 1719-м возглавила список экспортеров стволов для охотничьего оружия.

Почти абсолютная летальность от выстрела этих пистолетов (которой в свое время восхищалась газета Financial Times) за сотни лет придала Beretta ореол уникальности в легальном использовании, но также пополнила список тех, кто пускал в ход знаменитое оружие при куда более трагичных обстоятельствах и обеспечил бренду регулярные упоминания в криминальных сводках. Гибель спичрайтера Юрия Лужкова, застрелившегося прошлым летом из охотничьей «Беретты» 12-го калибра, – еще не самый громкий скандал из тех, в которые невольно попала итальянская оружейная фирма. 

В 1998 году 15-летний подросток в Калифорнии случайно застрелился, играя с полуавтоматической Beretta своего папы. Семья ребенка начала безуспешно судиться с компанией, утверждая, что в дизайне конструкции есть дефекты. Вина итальянского бренда так и не была доказана, но год спустя трем оружейным фирмам (включая американский офис Beretta) пришлось заплатить больше полумиллиона долларов жертвам перестрелки в Нью-Йорке. В то же самое время в двадцати главных американских городах рассматривался закон, почти копировавший аналогичные претензии к торговцам табаком: все производители оружия должны были оплачивать медицинские расходы людям, пострадавшим в инцидентах с использованием оружия. Особо упорствующие даже напрямую обвиняли компании в продаже их продукции перекупщикам, которые затем поставляли ее преступникам. 

Все это никак не повлияло на статус главного мирового производителя оружия, который принадлежит Beretta до сих пор (в 2009 году, когда все фирмы только выходили из кризиса, годовая прибыль компании составила 450 миллионов евро). Известные как упорные консерваторы, постоянно совершенствующие существующие технологии, итальянцы производили шомпольные ружья до 1923 года, шпилечные – до 1930-х годов, а первая модель ружья с вертикальным расположением стволов под маркой Beretta появилась только в 1932 году. Зато компания Бартоломео Беретта стала первым в мире производителем оружия, установившим гарантийный срок на свою продукцию продолжительностью в один год. Причем гарантия распространялась и на оружие сторонних производителей, проданное самой компанией или ее представителями (Beretta, как и прочие участники рынка, занималась также импортом и продажей товаров, произведенных другими компаниями).

Самым популярным за всю историю компании пистолетом оказался Beretta modello 1934 – их было выпущено на фабрике в Гардоне больше, чем каких-либо других. За 20-летнюю эволюцию ничуть не изменилась узнаваемая «курносая» внешность – из-за передней части затвора, «обвернутой» вокруг ствола, характерного изгиба на рукояти для удобства удержания в руке и удлиненной «шпоры» в нижней части магазина для упора мизинца. Именно этот пистолет, заряженный холостыми патронами, передают «на всякий случай» Семену Семеновичу Горбункову в небезызвестной советской комедии. Им же безуспешно пугают Джеймса Бонда на протяжении трех серий киносаги про агента 007. И именно «модель 1934» солдаты уносили домой в качестве желанного трофея во время Второй мировой войны. Американские служащие просто пересылали его домой по почте.

Линия одежды от Ferrari или чайник с дизайном от Porsche никого не удивляет. Вот и Beretta вполне успешно наладила выпуск аксессуаров – портмоне и фляг, рюкзаков и сумок, даже женской и мужской обуви. Пятнадцатое поколение семьи Беретта уже смирилось с тем, что для пацифистов имя компании превратилось в подобие мишени для игры в дартс. «Я вырос с этой проблемой, – вздыхает 48-летний Франко Беретта, 11 лет назад ставший самым младшим из сотрудников семейной фирмы. – Вопрос не в том, что мы производим продукт, который может убить. Много что в этом мире может убить».

Тем не менее, регулярно открывая новые выставки (все чаще в США – именно этот рынок, вопреки скандалам, стал одним из самых удачных для Beretta), компания предлагает судить собственное наследие с точки зрения многовековой креативной работы, а не участия в криминальном мире. «Мой отец и дядя очень консервативны в таких вещах. Не то чтобы нам хотелось активно продавать оружие всем подряд. Но это часть нашей работы, наше наследие», – говорит Франко. Часть коллекции Beretta сегодня – дробовик, который Эрнест Хемингуэй приобрел в Венеции для охоты на уток, или тот самый знаменитый пергаментный чек, полученный Бартоломео Беретта за первый заказ. Сотрудники Beretta в белых перчатках бережно перекладывают оружие из коробок, словно составляют набор шоколадных конфет, и месяцами ищут пути, как заполнить бумаги на оружие, большая часть которого не имела серийного номера и способа его задокументировать. 

Коллекционеры тем временем готовы платить за эксклюзивную Beretta с гравировкой до 40 тысяч долларов (редкие античные экземпляры стоят в 2–3 раза дороже) в обмен на 500 часов работы. Мастера компании проводят это время с молотком и зубилом, вырезая на стволе ружья сложные ландшафты и животных. 

Нынешний наследник компании – 75-летний Уго Гуссалли Беретта – принимает и тот факт, что его продукция соблазнила Голливуд (Мел Гибсон выбрал Beretta своим «Смертельным оружием»), и то, что только в США 32 штата пытались засудить его фирму, призывая увидеть в пистолетах Beretta «опасность для общества». Шесть исков были отклонены – и столько же помогли разобраться с легальными проблемами, которые встали перед производителями оружия. «Это не просто пистолет или ружье: это средоточие множества механизмов, инженерии, гравировок, и много работы с деревом», – говорит Франко Беретта, который вместе со своим братом Пьетро отвечает за менеджмент в компании. Прямой потомок основателя компании и опытный охотник на крупную дичь, Уго Гуссалли Беретта подводит здесь некую черту: «Для меня это красивая вещь для наслаждения с осторожностью». 

Текст: Александр Янов
Материал опубликован в журнале Chief Time#16, май 2012 года




Livejournal
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений







Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Сотрудничество с редакцией Chief Time — одно удовольствие. Это всегда интересное человеческое общение с восхитительным результатом.

Олег Никифоров,  генеральный директор и совладелец Richness Realty