бизнес журнал

Scotch: озолотившая скупость

Scotch: озолотившая скупость

90 лет назад стены одной из автомастерских содрогнулись от яростного возгласа возмущенного маляра: «Ступайте к своему "шотландскому" боссу и передайте ему, что на этой "шотландской" ленте совсем мало клея!» Именно скупость шотландцев (Scotch), которая была юмористическим трендом № 1 в Америке 1920-х годов, легла в основу язвительного отзыва об опытном образце клейкой бумажной ленты. Замечание рабочего оказалось справедливым. В целях экономии клей на ленте действительно был нанесен только по краям. Но на рынке дул ветер экономического кризиса, и опытные маркетологи, попросив добавить клея, решили сохранить товару имя, данное ему в народе, – Scotch.


«Жертвы» автомоды

Вопреки неприветливой реакции простого маляра, лейтмотивом создания скотча стала попытка лабораторного техника фирмы Minnesota Mining and Manufacturing (корпорация «3M») Дика Дрю облегчить жизнь мастеров по окраске автомобилей. Однако обо всем по порядку...

В 1921 году «3М» приобрела эксклюзивную лицензию на производство наждачной бумаги Wetordry, обладавшей абсолютной стойкостью к воздействию влаги. Ее использование позволило автозаводам и ремонтным мастерским внедрить технологию влажной шлифовки. Благодаря этому сократился объем пылевых выбросов, и уменьшилось количество легочных заболеваний у работников. Дик Дрю изучил отзывы о новой продукции. Во время очередной вахты в автосервисе он обратил внимание на тщетные попытки маляров придать кузовам автомобилей модный в то время двухцветный колер. Разделительные линии между цветами выходили неаккуратно. Дело в том, что бумага, защищавшая одну сторону окрашенной плоскости, отделялась потом только вместе с краской. Утомленный залихватской лексикой автомаляров, Дик убедил руководство «3М» в целесообразности проведения научных экспериментов по решению проблемного окрашивания.

Первая лента комом

Идея по созданию клейкой ленты, которая приклеивалась бы к кузову ровно и не портила краску при удалении, претворялась в жизнь почти три года. Однако экономное нанесение клея только по краям ленты привело к конфузу: опытный образец коробился. Неприятный эффект вскоре был устранен равномерным перераспределением клеящей массы, а комментарий рассерженного маляра подарил миру новый бренд...

Усовершенствованные образцы ленты были отправлены автопроизводителям в автомобильную столицу США. Наградной грамотой мистеру Дрю и всей компании «3М» стали три грузовика, вскоре прибывшие из Детройта за первой в мире малярной клейкой лентой.

1380212631475.jpg

Гастрономическая химия

В 1929 году Дик Дрю занялся разработкой нового продукта – прозрачной клейкой ленты на полимерной основе. Фактически новая продукция стала ответом на потребительский заказ бакалейщиков, пекарей и мясных лавочников. Рождение Du Pont-овского целлофана было встречено производителями пищевого рынка на ура. Но вместе с тем возникла потребность в водонепроницаемой ленте для запечатывания целлофановой упаковки с гастрономическими изысками. На решение пищевой задачки идеологу скотча понадобился год. Нанесенный на целлофан клей должен был обеспечить плотное прилегание ленты к катушке без клейких следов на последующем слое. «Я чувствую себя поваром, а не химиком, – позднее вспоминал г-н Дрю. – В поисках совершенного клея я перепробовал все – от растительного масла до глицерина». В конце концов, выбор изобретателя пал на бесцветную смесь смолы и каучука. Она была хороша всем, кроме одного: ее невозможно было равномерно распределить по целлофановой основе. Целлофан постоянно скручивался, расщеплялся или рвался. В конце каждого рабочего дня к лаборатории Дика подъезжал грузовик, чтобы забрать груды испорченного в ходе экспериментов целлофана. Однако исследовательские мучения принесли свои плоды. Дику пришла в голову идея покрыть целлофан тончайшим слоем грунтовки до нанесения клея.

ЗА ПЕРВОЙ В МИРЕ МАЛЯРНОЙ КЛЕЙКОЙ ЛЕНТОЙ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ ДЕТРОЙТА ПРИСЛАЛИ ТРИ ГРУЗОВИКА

Момент истины наступил 8 сентября 1930 года. «3М» отправила опытную партию своего нового детища Scotch® Cellophane Tape в чикагскую компанию по производству целлофановой упаковки для кондитерских изделий. Через три недели оттуда пришел ответ: «Можете не сомневаться и не экономить, выпуская это изделие на рынок. Объем продаж оправдает все расходы».

Продукт Великой депрессии

Рекламная компания по продвижению Scotch на рынке совпала с пиковой стадией биржевого краха в США. Новый президент «3М» Уильям Макнайт решил проводить PR-акцию, воспевая не удивительные свойства новой ленты по запечатыванию упаковок, а ее «шотландскую», «экономную» сущность. Именно это свойство новой продукции, способное продлить жизнь практически любым вещам, необходимым в хозяйстве, оценила Америка времен Великой депрессии.

77-29205856d6.jpg

Правильное зерно, брошенное на благодатную почву, дало богатый урожай. Американцы, вынужденные экономить, придумали сотни способов применения скотча на работе и дома. Хозяйки заклеивали им пакеты с молоком, чтобы оно дольше сохраняло свежесть, чинили игрушки, книги, документы, сломанные ногти, заделывали на зиму окна. Фермеры заклеивали скотчем треснувшие индюшачьи яйца, автолюбители изолировали ручки насоса, чтобы защитить руки в лютые морозы. Плотники наносили скотч на клееную фанеру по линии разреза, чтобы избежать расщепления. Ветеринары накладывали птицам скотчевые шины на сломанные лапы. В сельском хозяйстве придумали оригинальный способ, не срывая арбуз, узнать, сладкий он или еще должен дозреть на бахче. Для этого вырезали кусочек арбуза, и если мякоть оказывалась недостаточно спелая, его возвращали на место, заклеив место выреза скотчем.

Запустив рекламу экономных свойств Scotch, Макнайт сорвал большой куш. «3М» оказалась одной из немногих компаний, преуспевших в период Великой депрессии. При этом Макнайт заметно увеличил средства, вкладываемые в разработку новых продуктов. «Период Великой депрессии стал золотой эрой наших исследований», – писал в своих мемуарах дальновидный президент «3М». Если в 1920 году компания выпускала только наждачную бумагу, то к 1937 году 63% продукции приходилось на бумажные и целлофановые клейкие ленты, кровельные материалы и клеящие средства.

Липкий ужас реставраторов

Однако скотч, снискавший заслуженную народную славу, стал врагом № 1 для древних рукописей. Более полувека назад Кумранские свитки с берегов Мертвого моря были проклеены скотчем с целью фиксации и сохранения обнаруженных фрагментов. За 50 лет клей скотча, приклеенного с изнанки, проник сквозь свиток и начал разрушать лицевую сторону рукописей, на которой нанесен текст. Фрагменты, которые по какой-то причине остались не заклеенными, сохранились гораздо лучше. Сотрудники одной из лаборатории Управления древностями Израиля потратили целый год только на то, чтобы изобрести безопасный метод снятия скотча с поверхности свитков. «Мы обращались за консультацией в музеи и библиотеки мира, – рассказывает реставратор Управления Лена Либман. – В конце концов, общими усилиями метод был найден: целлофановый носитель снимается при помощи нагретого хирургического скальпеля. Это требует аккуратности, внимания и терпения. Затем наступает самый трудоемкий момент – вычищение жирного пятна, оставленного клеем. Реставрация не самого испорченного свитка занимает не меньше двух-трех недель, и эта работа по снятию скотча не имеет конца. Не только на нашу жизнь хватит, но и на жизнь тех, кто придет нам на смену».

Портативный рентген

Необычными и несколько пугающими свойствами скотча увлечены не только исследователи древности. Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выяснили, что отматывание липкой ленты в вакууме производит рентгеновское излучение. Американцы отмечают, что похожее явление было впервые описано советскими исследователями еще в 1953 году, однако осталось малоизвестным.

Было установлено, что непосредственным источником излучения служит клейкая субстанция на ленте. По крайней мере, рентгеновское излучение возникает именно в том месте, где лента отклеивается от мотка. Стоит отметить, что эффект рентгена не возникает в воздушном пространстве, поэтому использование клейкой ленты в обычной жизни безопасно.

ЗАПУСТИВ РЕКЛАМУ ЭКОНОМНЫХ СВОЙСТВ SCOTCH, МАКНАЙТ СОРВАЛ БОЛЬШОЙ КУШ. «3М» ОКАЗАЛАСЬ ОДНОЙ ИЗ НЕМНОГИХ КОМПАНИЙ, ПРЕУСПЕВШИХ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ

Исследователям удалось при помощи клейкой ленты получить рентгеновский снимок пальца одного из ученых. Для этого они собрали установку, в которой механический привод в вакуумной камере с постоянной скоростью разматывал скотч. По мнению ученых, новое открытие найдет широкое применение при создании портативных рентгеновских аппаратов, которые будут работать без электроэнергии.

Борьба за авторство

Само понятие «скотч» давно стало именем нарицательным. И в этом есть не только плюсы. По словам топ-менеджеров «3М», их компания «уже устала бороться за свои права, доказывая, что Scotch – это зарегистрированная торговая марка именно их фирмы».

Особенно остро проблема авторских прав обозначена в русскоговорящих странах. В России слово «скотч» используется для обозначения группы пленочных лент с клеевым покрытием и общими потребительскими свойствами вне зависимости от производителя. Сотрудники «3М» связывают это явление в том числе и с тем, что первая регистрация торговой марки в России действует уже с 1969 года.


Текст: Елена Озерова
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #2, август 2015


Livejournal
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


Комментарии:

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 27 След.


Alfredses

<a href=http://cheapvardenafil365.us.com/>cheap vardenafil</a>

BennyAdjub

<a href=http://hydrochlorothiazide12.us.org/>hydrochlorothiazide</a> <a href=http://cipro247.us.com/>buy cipro</a>

KennethIcext

<a href=http://effexorxr.us.org/>effexor</a>

CharlesHag

<a href=http://cymbaltageneric.us.org/>cymbalta 40 mg</a> <a href=http://fluoxetine20mg.us.org/>fluoxetine</a>

CharlesHag

<a href=http://cephalexin250mg.us.org/>cephalexin antibiotics</a> <a href=http://erythromycin500mg.us.org/>Erythromycin 250 Mg</a>

CharlesHag

<a href=http://atarax.directory/>atarax</a> <a href=http://costofviagra.store/>prescription for viagra</a> <a href=http://toradol10mgprice.pro/>toradol 10mg price</a> <a href=http://lisinopril.live/>lisinopril</a>

Brettrasse

<a href=http://inderal.directory/>inderal</a> <a href=http://clomidcost.pro/>clomid cost</a> <a href=http://nexiumonline.pro/>nexium online</a>

StewartWaw

<a href=http://amoxilonline.pro/>amoxicillin amoxil</a> <a href=http://buyfluoxetine.store/>order fluoxetine</a> <a href=http://buy-diclofenac.store/>buy diclofenac</a> <a href=http://tadacip.live/>tadacip 20 mg</a>

Aaronnon

<a href=http://hydrochlorothiazide12.us.org/>hydrochlorothiazide</a> <a href=http://medrolpack.us.org/>medrol</a> <a href=http://fluoxetine20mg.us.org/>FLUOXETINE</a>

Aaronnon

<a href=http://cymbaltageneric.us.org/>cymbalta generic</a> <a href=http://colchicine247.us.com/>buy colchicine</a> <a href=http://cialis365.us.com/>buy cialis</a>

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 27 След.


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений







Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Благодаря совместной работе HeadHunter и Chief Time были реализованы новые проекты, которые позволили нам приобрести новых клиентов...

Сахарова Юлия, генеральный директор HeadHunter Северо-Запад